Батраева Гулия
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке Авдотье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками.
Задачи:
• Познакомить с жанром загадки,
• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
• Придумывать небольшие загадки;
• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;
• Формировать умение чётко произносить скороговорки;
• Объяснить назначение и особенности колыбельных.
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материалы: коробка с игрушками (лиса, заяц, белка, мышка, кукла Таня, карточки с изображением медведя, ежа, сушек, шишки, шапки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в младшей группе „В гости к бабушке Авдотье“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так : «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).
- Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Авдотье в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем) «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:
По дорожке ровной, гладкой,
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит бабушка)
Бабушка Авдотья : - Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)
- А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки?
Дети: - Это веселые стишки.
Бабушка : - Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Давайте расскажем потешки.
Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
- Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей)
- Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
- Какие еще потешки вы знаете?
Расти, коса, до пояса, «Водичка, водичка,
Не вырони ни волоса. Умой мое личико,
Расти, косонька, до пят - Чтобы глазоньки блестели,
Все волосоньки в ряд. Чтобы щечки краснели,
Расти, коса, не путайся - Чтоб смеялся роток,
Маму, дочка, слушайся. Чтоб кусался зубок.
Бабушка : - Ребята, а вы любите играть? Дети: - Да, любим.
Бабушка : - Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так:
Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку … Бух!
Из ямки … Ух!
- А еще вот так играли… играйте вместе со мной ( Приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения-:
– Сорока- сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец,
Этому дала (показывает на указательный палец,
Этому дала (показывает на средний палец,
Этому дала (показывает на четвертый палец,
А этому не дала (указывает на мизинец)
–Ты дров не носил, ты печку не топил!
– Ладушки, ладушки!
– Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Пили простоквашку!
Кашка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.
Бабушка : - Ребята, у меня для вас чудесный сундучок! Как можно узнать, что здесь лежит?
Дети: Посмотреть в сундучок, открыть, потрогать, достать из коробки.
Бабушка (пробует открыть) : - Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?
Дети: - Угадать.
Бабушка : - Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадаете?
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: - Мышка.
Бабушка : - Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей. Достает из сундучка мышку.
Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:
На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
Дети: - Петушок.
Воспитатель: - Правильно. А как вы догадались?
Ответы детей. Достает петуха.
Бабушка : - Молодцы! И эту загадку отгадали.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка)
Бабушка : Как вы поняли, что это белка?
Дети: Белки любят орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка.
- Следующая загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Бабушка : Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?
Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую (Лису)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Бабушка : Что есть у лисы, о чём вы услышали в загадке?
Дети: Лиса хитрая, у нее пушистый хвост и мех рыжий.
Бабушка : Итак, ребята, загадка – это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Давайте попробуем сочинить загадку сами. (Выставить на столе игрушки ежа и медведя). Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.
«Вместо шубки иголки, у него короткие ножки и он скручивается клубком»
«Он большой и косолапый очень любит мед и малину»
Физкультминутка
Повертелись, покрутились и в … зайчишек превратились ( дети показывают их и издают характерные звуки: «ть-ть-ть»);
Повертелись, покрутились и в … медведей превратились («э-э-э»);
Повертелись, покрутились и в … лисичек превратились («тяф-тяф-тяф»);
Повертелись, покрутились и в … кошек превратились («мяу-мяу-мяу»);
Повертелись, покрутились и в … уточек превратились («кря-кря-кря»);
Повертелись, покрутились и в … ребяток превратились (тихо сесть на стульчики).
(Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка»)
- Чтобы правильно произносить, все слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки», они помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова. (Дети проговаривают сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее).
Су - су - су - су - тихо в лесу.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су – растут ягоды в лесу.
Шо-шо-шо – в лесу очень хорошо.
Шу-шу-шу – коровке сена накошу.
Ши-ши-ши - на озере камыши.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
- А сейчас повторим скороговорки медленно, затем немного быстрее.
Саше дали кашу,
А Клаше - простоквашу.
Хорош пирожок – внутри творожок.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
Бабушка : Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.
Бабушка : - Давайте с вами поиграем
- Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата.
Лента яркая – атлас
Закружит всех дружно нас!
Игра «Карусель». Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу
Еле-еле,еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
Бабушка : - Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим внучатам пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную) Правильно, ведь издревна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.
Ребята, как вы думаете, как нужно петь колыбельные, тихо или громко? Быстро или медленно? Почему? (ответы детей).
Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)
- Баю-баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)
- Наши малыши уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка угощает детей)
- Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)
Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?
Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни. Что же такое загадка? (ответы детей).
Воспитатель хвалит детей.