Ольга Бойко
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему "Звук и буква Ч. Остров Чунга - Чанга".
Цели:
Образовательные:
- Познакомить со звуком и буквой Ч;
-Учить характеризовать звук Ч по акустическим и артикуляционным признакам.
- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку, составлять графическую схему.
- Продолжать учить производить звуко - слоговой анализ слов;
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему „Звук и буква Ч, Остров Чунга-Чанга“,» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
- познакомить детей с употреблением предлога через;
Коррекционно – развивающие
- Развивать фонематическое восприятия;
- Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, общей моторики и преодолению двигательной неловкости.
- Развитие зрительного восприятия;
- Автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;
- Развитие функции словоизменения;
Воспитательные
- Пробуждение интереса к познанию новых звуков, букв;
Оборудование.
1. Изображение двух африканских мальчиков.
2. Схема острова.
3. Силуэтные изображения трех животных +цветные.
4. Сундук.
5. Зеркала.
6. Раздаточный материал: звуковые домики, квадратики, для обозначения звуков, полоски для слов, элементы буквы Ч.
7. Чудесный мешочек с предметами: ключ, часы, значок, свечка, ручка.
8. Картинки для чистоговорок, предложения.
9. Ракушки.
10. Картинка с цветными ракушками.
11. Буква Ч большая и маленькая, дворец согласных звуков, схема для характеристики, буквы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Мимическая гимнастика.
К нам в гости приехали жители одного чудесного острова их зовут Чунга и Чанга. Догадались как называется их остров? Можно встречать гостей с плохим настроением (изобразить). Нет! А какое у вас настроение? (изобразить) Молодцы, я рада, что у всех хорошее, весёлое настроение. Вот с таким настроением мы и будем заниматься.
2. Сообщение темы занятия
- Какой первый звук слышится в именах Чунга и Чанга? (Звук Ч) Правильно это самый любимый звук на этом острове.
-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком Ч, а помогут нам в этом жители острова Чунга – Чанга. Проследим глазами и посмотрим кто живет на острове. Все животные приготовили нам интересные задания, после того как мы их выполним мы доберемся до сундука, а что там лежит пока секрет.
3. Характеристика звука Ч по артикуляционным и акустическим признакам (работа с зеркалами)
Приготовили зеркала, сделаем зарядку для язычка.
Артгимнастика (с опорой на картинки)
1. Упр. «Бублик»
2. Упр. «Блинчик» - подуть на кончик языка
3. Упр. «Чашечка» под счет снаружи и с занесением за верхние зубы.
- Послушайте, на что похоже звучание звука [ч] :
— человек чихает: пчхи, пчхи;
— так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
— ножницы чикают: чик, чик, чик.
— кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч. ;
- поезд пышет паром: ч, ч, ч, ч…;
- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
- Зубы не смыкаются.
- Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
- А почему он прыгает?
- Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте какая воздушная струя (она короткая, резкая)
- Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Голосок поет или спит?
(Голосовые складки не работают).
- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?
- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца, показать зеленого мальчика)
- Как еще можно назвать звук [ч]?
Дети. Шипящий.
- А какие еще шипящие звуки мы выучили? (Ш, Ж)
4. Развитие фонематического восприятия.
В траве на острове прячется много кузнечиков. Давайте их найдем. Как стрекочут кузнечики? (дети изображают). Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а я буду доставать кузнечиков, затем их подсчитаем.
Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч,
- Сколько кузнечиков нашли? (пять)
5. Произношение звука Ч в слогах. Гимнастика для глаз.
(дети снимают очки, растирают ладошки, затем прикладывают ладошки к глазам)
- Давайте узнаем кто первый нас встречает.
(дети определяют по силуэтному изображению животного)
- Это Белка. Но в этом слове нет звука Ч, как изменить его, чтобы он появился. Правильно надо сказать ласково, Белочка.
- Белочка с нами здоровается: «Ча – чо – чу», радуется встрече с нами: «Чи – ча – чо», просит поиграть с ней: «Ач – оч – уч».
У Белочки есть чудесный мешочек, в нем лежат различные предметы, в названии которых есть звук Ч. Будем определять на каком месте стоит звук Ч. Помните как мы это делаем, что нужно для выполнения этой работы? (один ребенок достает из мешочка предметы и устно определяет на каком месте стоит звук Ч. Остальные дети на местах передвигают зеленый кружочек в нужное окошко)
ключ, часы, значок, свечка, ручка
6. Произношение звука Ч в чистоговорках.
- Кто следующий ждет нас на острове.
(дети определяют по силуэтному изображению животного)
- Это Кошка, но в слове кошка тоже нет звука Ч, а мы ведь знаем что этот звук самый любимый, как изменится слово, когда в нем появится звук Ч.
Кошечка тоже приготовила для вас задание, вот эти интересные картинки. Давайте придумаем к ним чистоговорки. Помните как мы это делаем. Я произношу один слог, а вы повторяете его три раза и придумываете чистоговорку:
ЧА – ЧА – ЧА – на столе свеча
ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком я стучу
ЧИ – ЧИ – ЧИ – у девочки ключи
ЧОК – ЧОК – ЧОК – у меня жучок
7. Звуковой анализ слов Чунга и Чанга.
Как зовут наших гостей? Чунга и Чанга. Выберите слово к которому мы составим звуковую схему. Один ребенок работает у доски.
Определение количества и последовательности слогов и звуков в слове
Чанга – это слово, 2 слога: 1-й – Чан, 2-й – га, 5 – звуков :
Ч- согласный, мягкий,глухой
А - гласный
Н - согласный, твердый, звонкий
Г - согласный, твердый, звонкий
А – гласный
8. Физминутка
- Ребята, а вы отдохнуть и потанцевать хотите?
Чу – чу – чу – танцевать хочу.
Дети встают из-за парт делают 2 раза вдох – выдох и под музыку из мультфильма «Катерок» Чунга – Чанга выходят на ковер и выполняют танцевальные движения.
9. Знакомство с предлогом через. Составление и словесный анализ предложения
- Посмотрите на схему острова, чья это тень? Назовите это животное сразу со звуком Ч.
- Это Собачка. Она предлагает выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку.
- Что вы сейчас делали? Какое маленькое слово со звуком Ч помогало выполнять эти действия? (Через) Через – это предлог, который обозначает движение, перемещение маленького предмета, через большой. (показать графическую схему предлога через.)
- Собачка приготовила для вас картинку, а вы придумайте предложение и составьте схему. (один ребенок работает у доски)
- Сколько слов в предложении?
- Назовите слова по порядку.
- Назовите слова со звуком Ч.
10. Ознакомление с буквой Ч.
- Вот мы и добрались до сундучка, хотите узнать что там лежит, скажем волшебные слова: «Чок – чок – чок – открывайся сундучок». В сундучке лежит буква Ч. Сколько элементов в букве Ч. (Два). С какой стороны уголочек? В сундучке лежало много букв, но они сломались, возьмите себе по два элемента и выложите у себя на столе. Дети выполняют задание. В какой дворец поселим букву Ч.
- Остров со всех сторон омывается морем. Обведите глазами контур острова, на берегу лежит много камней и ракушек. Одна сильная волна смыла несколько ракушек в море, посмотрите, что осталось на берегу. (выставляется картинка с цветными ракушками) Что этот след вам напоминает? (Букву Ч). В сундучке лежат морские камушки и ракушки, выложите букву Ч для жителей острова на память о себе. Дети выполняют задание на полу.
- Пришло время прощаться с островитянами. Как можно попрощаться, чтобы в слове был звук Ч. (Чао). Выложите это слово у себя на столе.
Итог занятия
- Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Мы очень много играли со звуком [ч]. Какой всегда звук Ч. Всегда мягкий Ч. Какие игры вам больше всего понравились? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?