Инна Турушева
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР 6–7 лет «Морское приключение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР 6-7лет на тему: «Морское приключение».
Автор: учитель-логопед Турушева И. В.
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР 6–7 лет „Морское приключение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• активтиировать и совершенствовать словарный запас;
• развивать и совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным; согласовывать имя прилагательное с существительными мн. числа в родительном падеже.
• закрепление навыка чтения слогов, слов с пройденными буквами;
• формировать и совершенствовать умение делить слова на слоги;
• развивать навык решения арифметических задач развивать умение различать геометрические фигуры, определять их основные свойства, совершенствовать представление об отношениях чисел в числовом ряду.
Коррекционно – развивающие:
• развивать артикуляционную моторику;
• развивать фонематическое воспритие;
• развивать координацию речи с движениями;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное восприятие, внимание;
• автоматизировать звук Л и все поставленные звуки в речи.
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны;
• формировать умение работать и играть в коллективе;
• воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приё мы:
• практические: дидактическая игра
• наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
• словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оснащение НОД: конверт с письмом, презентация с видеоизображением морских обитателей, бусины, картинка с изображением морской черепахи и геометрических фигур, карточки с разным количеством морских животных и цифры, доска с маркером и математическими знаками, игра «Угостим акулу» музыкальная колонка, ноутбук проектор.
Предварительная подготовка:
• Пока презентаций, рассматривание фотографий с изображением морских обитателей;
• Заучивание слов физкультминутки;
• Выполнение артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
Логопед : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины (беру глобус.)
А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: Глобус.
Логопед : Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?
Дети: Разноцветным.
Логопед : А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Логопед : Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Логопед : Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Ребята, а на чем можно отправиться в морское путешествие?
(ответы детей)
Логопед : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(ответы детей)
Логопед : Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью
Логопед : В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море и его подводных обитателей.
Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).
Заходим в зал.
Логопед : Ребята как же еще можно путешествовать по морскому дну (без батискафа и подводной лодки?
Дети: Можно надеть акваланги, водолазные костюмы.
Логопед : Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля.
Логопед : Ребята, какая красота! А с какими морскими обитателями вы знакомы? Начните свой ответ со слов: «В море много…» (ответы детей)
Ребята, посмотрите, возле ракушки какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:
«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»
Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?
Дети: Да!
Логопед : Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться.
- Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?
Дети: Да!
Логопед : Отгадайте загадку и узнаем, у кого первого искать жемчужину а я расскажу вам интересные факты об этом морском обитателе. Слушайте внимательно.
Очень медленны движенья,
И “походка” – как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, …
Дети: Черепаха.
Логопед : Правильно ребята.
А вы знаете какую-нибудь интересную информацию о ней?
Ребенок: Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.
«Артикуляционная гимнастика»
Логопед : - Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику
«Морская черепаха»
Сверху блюдо, снизу блюдо «обезьянка» - (язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)
Неожиданно откуда - (рот закрыт)
Появилась голова – («лопатка»)
Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)
На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)
Сладко, сладко потянулась - («Часики»)
Поднялась на вверх с размаху - («Грибок»)
Я – морская черепаха! - («Иголочка»)
Логопед : Ребята, давайте покажем черепашке как мы научились гудеть ЛЛЛ как пароходик.
Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.
Ребята, маленькие черепашата подарили черепахе на день рождения необычную картину с ее изображением из геометрических фигур. Черепаха не знает, что это за фигуры. Подскажем ей?
Дети первого года обучения: называют фигуры, определяют 1лишнюю.
Дети второго года обучения: отвечают на вопрос что общего у квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, параллелепипеда. (4угла,4 вершины,4 стороны) Как одним словом можно назвать эти фигуры? (четырехугольники). Чем отличается прямоугольник от квадрата?Ромб от квадрата?
Логопед : - Молодцы, ребята, познакомили черепаху с геометрическими фигурами. Вот вам вторая жемчужина.
- Послушайте следующую загадку:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живёт на свете … (кит).
Логопед : Правильно. Следующее задания от кита. А что интересного вы знаете о нем?
Ребенок: Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Кит нам предлагает поиграть с картинками. Вам нужно будет правильно соотнести картинку с изображениями морских животных с цифрой. Дети под музыку собирают на столе пары картинок. Затем
Дети первого года обучения: составляют предложения с числительными. У меня 4 акулы. У меня 2 ската.
Дети второго года обучения: составляют предложения с числительными и словами-признаками. У меня 6 розовых медуз. У меня 1огромный кит.
(ответы детей)
Логопед : - Молодцы, ребята, а теперь повернитесь ко мне лицом и назовите соседей числа (называю разные числа до 10)
(ответы детей)
Логопед : - Молодцы, ребята, киту очень понравилось играть с вами. Вот вам третья жемчужина.
- Послушайте следующую загадку:
Всё без рук могу хватать!
Ног моих не сосчитать!
Но а тот, кто всё же смог,
Говорит я …
Дети: Осьминог.
Логопед : Правильно. А что интересного вы знаете о нем? (Отвечает ребенок
Ребенок: у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Итак, следующие задания от осьминога. Сначала он хочет поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз
Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.
Сальто сделают на бис.
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево,
тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.
А теперь сделать с вами морскую зарядку. Физминутка
Раз, два, три, четыре (ручки на поясе, наклоны головой влево и вправо)
Осьминожки в море жили (шагаем на месте, согласовываем правую руку-левую ногу и наоборот)
Папа был большой и сильный (тянемся вверх, затем показываем мускулы)
Мама маленькой красивой (полуприсяд, ручки на поясе повороты влево вправо туловищем)
А ребята осьминожки (ручки вперед, сжимаем и разжимаем кисти рук)
Непослушные немножко (грозим указательным пальчиком).
Логопед : Молодцы! Вот вам четвертая жемчужина.
Следующая загадка:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн:
Любит поиграть … (дельфин).
Правильно, ребята. А что интересного вы знаете о них?
Ребенок: Дельфины – самые разумные обитатели океана. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.
«Деление слов на слоги»
Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, пропрыгав каждое слово (можно использовать свой способ).
Дети первого года обучения: делят слова море, акула, ракушка, дельфин на слоги любым способом
Дети второго года обучения: определяют нужную схему и ударный слог в слове.
Логопед : Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули пятую жемчужину! Слушайте следующую загадку:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (акула).
Правильно, ребята. А что интересного знаете о ней?
Ребенок: У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.
Логопед : Ребята, акула хочет поиграть с вами в игру «Плыви, когда услышишь звук [л] в слове». Дети медленно передвигаются по залу под музыку, если услышат в слове звук Л, если нет стоят на месте.
Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.
«Прочитай слоги, слова»
Дети первого года обучения читают слоги ЛА,ЛО, УЛ,ЭЛ.
Дети второго года обучения читают слова белуга, кораллы, кашалот
Логопед :
Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите шестую жемчужину. И последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Ручки у неё и пузо.
А зовут её … (медуза).
Логопед : Правильно, медузы. А вы знаете какую-нибудь интересную информацию о ней?
Ребенок: Их тело состоит из воды, поэтому попадая на сушу они быстро погибают. Ребята, а медуза хочет узнать можете ли вы решать задачки? Попробуем?
Дети первого года обучения Решают предложенную задачу с опорой на картинку.
Дети второго года обучения: Сами придумывают задачу (с опорой на картинку) и решают ее.
Логопед : Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите последнюю жемчужину.
Итог занятия :
- Ребята, ну что, мы помогли Русалочке собрать жемчужины?
Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю. Скажите, а бусины какие по форме? (круглые)А если мы посмотрим на них относительно геометрического тела? (шар)
- Я предлагаю собрать ожерелье и отправить жемчужины «Русалочке» посылкой. Дети нанизывают «бусины» на леску и отвечают на вопросы:
- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание было самым трудным?
Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам! А нам пора возвращаться в детский сад.