Ольга Мякишева
Конспект занятия в кружке по экспериментированию в старшей группе детского сада «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами.
Материалы: кукла Незнайка, сенсорная коробка, стёклышки марблс, сундучок, воздушные шары, стаканчики пластиковые, коктейльные трубочки, картофель, пустые охлажденные бутылки, апельсин, чеснок, духи, весы.
Ход:
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия в кружке по экспериментированию в старшей группе детского сада „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Дети входят в кабинет, проходят мимо сенсорной коробки. Каждый достает от туда по одному стёклышку марблс. Далее вместе со своим стеклышком садятся на стулья, которые стоят полукругом.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Это же Незнайка! Он мне рассказал, что был на Луне и привез от туда вот эти красивые стёкла. Давайте посмотрим на них и полюбуемся. Незнайка приготовил для вас различные задания, но все они лежат вот в этом заколдованном сундучке. Чтобы его открыть нам надо придумать и назвать по одному волшебному слову- комплименту для соседа справа. Я скажу Ване: Ванечка, ты очень послушный мальчик. Ваня скажет Маше и т. д. При этом, опускаем ваши волшебные стёкла вот в этот стаканчик.
2. Основная часть.
Педагог: Отлично, сундучок расколдовали, и я достаю первое задание.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
3. Правильно, воздух! Как раз про воздух нам и хотел рассказать Незнайка.
Незнайка: Ребята, когда я был на Луне, то воздуха там совсем не было. А вы знаете, для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? Можем ли мы его почувствовать? Чем пахнет воздух? Сколько весит воздух? Очень много у нас с вами вопросов, на которые сегодня мы найдем ответы.
4. Достанем из сундучка второе задание.
Незнайка: Ребята, подскажите, может я на Луне воздух не заметил? Можно ли увидеть воздух?
Педагог: Как вы думаете? Можно увидеть воздух? Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы его увидеть. (Обсуждаем предложения детей).
Педагог: Я вам предлагаю пройти вот по этой узенькой веревочке, по дороге наклониться и взять по стаканчику, а в конце пути выбрать трубочку. (дети идут по канату, присаживаются на корточки не сходя с каната, поднимают по стаканчику, тренируем вестибулярный аппарат).
Педагог: Отлично, теперь садитесь за столы. Я налью вам в ваши стаканчики воду.
Опыт №1. Подуть через трубочку в стакан с водой. Пойдут пузырьки. Это и есть воздух. Мы можем его увидеть.
5. Достаем следующее задание. «Проверить, можно ли воздух услышать?»
Обсуждаем с детьми можно ли услышать воздух и как это сделать.
Педагог: Ответ на этот вопрос нам поможет получить один интересный предмет. Вам его надо найти. На доске весит схема кабинета, посмотрите внимательно и отгадайте, где спрятался этот предмет? Правильно, в этой красивой вазе Незнайка спрятал воздушные шарики. Возьмите по одному. Подумайте, как можно услышать воздух при помощи воздушного шара?
Педагог: Хорошо, я вам предлагаю услышать воздух и увидеть, как он двигает предметы.
Опыт №2. «Реактивный шарик».
Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию, длительность и звук его полета. Выясняют, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
6. - Маша, достань следующее задание из сундучка.
Незнайка читает: Воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Педагог: Для ответа на этот вопрос нам пригодится соломенная трубочка, которая у вас уже есть на столах и картофелина. (В этот момент педагог высыпает картофель на пол, на клеенку). Чтобы получить картофель нам надо ее собрать. (Каждый ребенок подходит, наклоняется и поднимает себе по одной картофелине).
Опыт №3. «Соломенный буравчик».
Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться. Дети делают вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.
7. – Ваня, доставай задание.
Незнайка читает: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Педагог: Прежде чем приступить к этому заданию, давайте немного согреем наши руки.
Положите руки на стол ладонями вниз. Теперь поставьте руку на ребро, потом соберите ладонь в кулак. Готовы? Ладонь- ребро- кулак. (убыстрение).
Опыт №4. «Большие – маленькие».
Детям раздаются предварительно замороженные пластиковые бутылки, закрытые пробки. Обращаем внимание на форму (как бы помятая). Объясняем изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по –прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их).
8. – Теперь Саша достает задание.
Незнайка: Выявить, что воздух может пахнуть.
Педагог: Ребята, а воздух пахнет? А что пахнет? Давайте я почищу апельсин. А теперь воздух пахнет? Сейчас мы проверим, кто из вас сможет отгадать чем пахнут вещества, которые я для вас приготовила.
Опыт №5. «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока). Вы чувствуете запах того вещества, которое я давала вам понюхать. Если в помещении ели апельсин, то воздух имеет запах апельсина и т. д.
Сделать вывод, что воздух пахнет тем, что есть пахучее в помещении. А сам воздух не пахнет.
9. – И последнее задание.
Незнайка: Выявить, что воздух имеет вес.
Педагог: Ребята, поставьте руки в стороны ладонями вверх. Воздух весит? А теперь подержите руки в таком положении подольше. А теперь, как вам кажется, весит воздух? Давайте его всё же взвесим.
Опыт №6. «Взвесить воздух».
Дети берут шары, укладывают на весы. Смотрят, сколько весит пустой шар. Далее надувают шар, и взвешивают его.
10. Заключительный этап.
Ну вот и все задания Незнайки мы выполнили. Что мы сегодня узнали? Давайте в тетрадях нарисуем схемы опытов с воздухом.
11. Вставайте все в круг. Кладите левую руку на мою.
- Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять.