Валентина Таранцова
Конспект занятия «В гостях у круга, квадрата, треугольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гостях у круга, квадрата, треугольника»
Автор:
Таранцова Валентина Николаевна,
Воспитатель
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у круга, квадрата, треугольника“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Образовательная деятельность, представленная вашему вниманию, является одним из вариантов рассмотрения темы «Фигуры» в рамках программы «В стране занимательной математики», которая решает задачи образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Непосредственно образовательная деятельность в доступной форме закрепляет знания детей о свойствах геометрических фигур. Форма работы, которая используется, позволяет применять полученные знания в жизни.
Различные виды деятельности, сохраняют у воспитанников познавательную активность в ходе всего взаимодействия детей и воспитателя.
Сюжет деятельности построен так, что дети максимально вовлечены в процесс игры-обучения. Постоянная смена видов деятельности способствует активности детей.
В работе используется игра-импровизация, дети проживают ситуации и сами делают выводы.
Цель: Закрепить знание детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Задачи:
Закрепить знания цветов (желтый, красный, зеленый, синий).
Упражнять в умении находить и называть геометрические формы в предметах окружающей обстановке.
Развивать умение детей отгадывать загадки.
Способствовать развитию внимания, памяти, речи.
Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, уважение друг к другу и к старшим.
Материалы к занятию :
Демонстрационный:
Дом геометрических фигур.
Предметы геометрической формы: блюдце, косынка, салфетка, часы, книжка и др.
Очеловеченные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Три ленты – дорожки (красная, зеленая, желтая).
Три вазы геометрической формы круглая, квадратная, треугольная.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры (красные, зеленые, желтые).
Цветы, серединка которых геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Геометрическая серединка трех цветов: желтая, красная, зеленая.
Монтессори-материал:
«Геометрический комод».
Содержание:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы пойдем с вами в гости. А вот к кому мы пойдем, нам подскажут красивые разноцветные дорожки. Какого цвета дорожки?
Дети: Красная, зеленая, желтая.
Воспитатель: - Каждый из вас пойдет по своей дорожке, а помогут выбрать дорожку геометрические фигурки. Какого цвета у вас в руке фигура, по такой дорожке вы и пойдете.
2. Основная часть.
(Дети подходят к дорожкам).
Воспитатель: - Ребята, по какой дорожке пойдете вы?
Дети: По красной.
Воспитатель: - Ребята, по какой дорожке пойдете вы?
Дети: По желтой.
Воспитатель: - Ребята, по какой дорожке пойдете вы?
Дети: По зеленой.
(Дети шагают по дорожкам).
Воспитатель: - По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Какой красивый, необычный домик, с разными окнами. Давайте сядем вокруг него, внимательно посмотрим и отгадаем загадки, чтобы узнать, кто же в нем живет?
(Дети садятся на стульчики возле домика).
Воспитатель: - Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же это?
Дети: Круг.
Воспитатель: - Молодцы!
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад,
А зовут его …
Дети: Квадрат.
Воспитатель: - Молодцы! А о какой геометрической фигуре эта загадка?
Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто это?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: - Правильно. Ребята, так к кому же мы с вами пришли в гости?
Дети: К геометрическим фигурам.
Воспитатель: - Правильно здесь живет семья геометрических фигур.
(Воспитатель показывает по одной очеловеченной геометрической фигуре)
- Ребята скажите, как называется эта геометрическая фигура?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: - А какого цвета квадрат?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Сколько углов у квадрата?
Дети: Четыре (считают).
Воспитатель: - А на что похож квадрат?
(Ответы детей).
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает предметы квадратной формы) .
Воспитатель: - А это какая геометрическая фигура?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: - Сколько углов и сторон у треугольника?
Дети: Три (считают).
Воспитатель: - А на что похож треугольник?
Дети: Крышу, косынку (в случае затруднения воспитатель демонстрирует предметы похожие на треугольник).
Воспитатель: - Какая это геометрическая фигура?
Дети: Круг.
Воспитатель: - А чего нет у круга?
Дети: Углов.
Воспитатель: - Что умеет делать круг?
Дети: Катиться.
Воспитатель: - А почему квадрат с треугольником не могут катиться?
Дети: Им углы мешают.
Воспитатель: - А на что похож круг.
Дети: Солнышко, блюдце, колобок (воспитатель показывает предметы похожие на круг).
Воспитатель: - Молодцы, а сейчас фигуры хотят с вами поиграть. Физкультминутка «Стали дети ровно в круг»
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А теперь обратно.
А сейчас идем по кругу
Улыбаемся друг другу.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: - Вот какие молодцы. Ребята у больших геометрических фигур есть дети и им пора ложиться спать. Геометрические фигуры просят вас помочь уложить деток - фигурок спать. Поможем?
Дидактическая игра «Уложи фигурки спать».
Перед детьми выложить Монтессори-материал «Геометрический комод». Дети укладывают фигуры на свои места.
Воспитатель: - Спасибо, ребята. Все отлично справились. За отличную работу фигуры нам дарят цветы, по которым мы вернемся домой. Давайте попрощаемся, скажем, шепотом до свидания ведь фигурки-малыши спят.
Дети: До свидания.
Воспитатель: - А сейчас внимательно посмотрите, какого цвета у вас серединка цветка, значит по дорожке того цвета вы и пойдете.
(Дети подходят к дорожкам)
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Шли мы, шли и пришли в детский сад.
Воспитатель: - В память о нашем походе в гости, предлагаю вам составить букеты цветов. Вот вазы они не простые, одна похожа на круг, другая на квадрат, третья на треугольник. У меня серединка цветка треугольной формы, я поставлю цветок в треугольную вазу. Теперь вы внимательно посмотрите на серединки своих цветов и прикрепите к вазе такой же формы.
(Дети ставят цветы в вазы. Воспитатель помогает найти нужную вазу).
3. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, какие красивые получились вазы, а как вкусно пахнут цветы.
Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветы» (Вдох, задержать дыхание, выдыхая произнести «А-А-А»)
Воспитатель: - Ребята, а кто нам подарил цветы? А что мы помогли им сделать? Все ребята были молодцы, можете идти отдыхать.
Ожидаемый результат:
В ходе проведения НОД по теме «Фигуры», дети активны, их ответы полные. В связи с использованием Монтессори-материалов, дети узнают геометрические фигуры, знакомятся с их свойствами, применяют свои знания на практике. Монтессори-материалы способствуют развитию мелкой моторики и зрительной памяти.
Список использованных источников.
1. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике [Текст]/ Н. А. Менчинская. - М. : Учпедгиз, 1955. – 432 с.
2. Репринцева Г. А. М. Монтессори. Инновация и современная наука: Материалы международной научно-практической конференции [Текст]/ Г. А. Репринцева. – Новосибирск, 2011. – 112 с.
3. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика [Текст]// М. Г. Сорокова. – М. : «Академия», 2005. – 384 с.