Анна Сорокина
Конспект занятия «В гостях у казаков на Масленицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «В гостях у казаков на масленицу»
Цель:
Закрепить знания детей о жилище кубанских казаков;
Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)
Развивать эстетические чувства, любознательность;
Публикация «Конспект занятия „В гостях у казаков на Масленицу“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Прививать бережное отношение к традициям родного края. Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
Учить делать обереги
Словарная работа: Курень, узвар, чугунок, крынка.
Организация и материал: занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Ход занятия.
Воспитатель: Донской край богат своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Всю неделю на Масленицу веселились, водили хороводы, пекли блины, ходили в гости.
Появляются девочки-казачки.
Казачка Лиза:
Здоровеньки гости дорогие,
Жданные званые желанные.
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!
Казачка Надя:
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
У нас на Дону в казачьей станице,
На масляной неделе принято блины печь да веселиться!
Дети подходят к казачкам и проходят в казачий курень.
Воспитатель: Ребята, вы очутились внутри казачьего куреня. А что означает слово «курень»?
Дети: Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Девочки-казачки:
Курень, куренёк,
он не низок, он высок.
Заходите в наш курень,
да побудьте там часок.
-Здорово дневали.
Дети: Слава Богу.
Девочки-казачки: Мы казачки. Я – Лиза, а я Надя, а вы кто?
Дети: Мы ребята из детского сада «Незабудка» пришли посмотреть, как жили наши предки – казаки и как проводили масленицу.
Казачка Надя: Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят.
Казачка Лиза: А это моя кухня, у казачек она называется стряпка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Ответ детей.
Казачка Лиза: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов. А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Воспитатель: А что готовят на Масленицу?
Дети: пироги, блины.
Казачка Надя: Еда готовилась в чугунках, так как посуда была из глины. Это крынка, в ней хранили масло и сметану. Это горшок для хранения молока. А в кувшины наливали квас. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Ложки были деревянные.
Воспитатель: Ребята, а чем еще ложки служили у казаков?
Дети: Музыкальным инструментом.
Воспитатель : А давайте попробуем сыграть на ложках
Дети играют на ложках.
Ребенок находит куклу-мотанку.
Ребенок: А что это за кукла?
Казачка Лиза: Мы казаки очень суеверные, и поэтому делаем различные обереги. Вот на праздник Масленицы мы делаем чучело зимы, а чтоб быстрей пришла весна и год был урожайным его сжигают.
Казачка Надя: Хотите мы научим вас делать оберег?
Дети садятся за стол и делают куклу-мотанку.
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у Донских казаков! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?
Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.
Воспитатель: А в наши дни сохранились традиции празднования масленицы? И какие?
Дети: Да. Печь блины, пироги. Ходить в гости. Жечь чучело. Народное гуляния.
Ведущий: Мы желаем, чтобы мир и покой был на земле, чтобы праздники не переводились и все на них веселились!