Ирина Вялова
Конспект занятия в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : закрепление и получение знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет посредством использования цветного песка и дидактических игр.
I этап занятия. Организационный.
Задачи:
- актуализировать внимание на педагоге
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик
1. Приветствие. Упражнение «Доброе утро».
Педагог встречает детей.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте настроимся на интересную работу и встанем в круг.
Публикация «Конспект занятия в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Скоро отправимся мы в путь,
Но сначала поздороваться
Друг с другом не забудь.
Возьмемся за руки и передадим дружное рукопожатие и приветливую улыбку по кругу.
II этап занятия. Мотивационный.
Задача: вызвать интерес у детей к теме занятия.
2. Просмотр видео фрагмента «Смена времен года».
- Приготовимся к путешествию. Нам нужно решить, куда мы отправляемся, по каким остановкам будем путешествовать. Внимательно посмотрите на экран, что изображено, где это изображено и что будет меняться, может быть, кто-нибудь из вас догадается, куда мы отправимся.
-Да. Это наша часовня-памятник в честь Александра Невского и природа нашего города. Это смена времен года. Наше путешествие будет по временам года, а остановки будут соответствовать этим сезонам.
-Какое сейчас время года? Какое время года следует за зимой? Значит, следующая остановка будет? Верно, весна.
3. Перемещение на остановку " Весна".
-Начнем наше с вами перемещение. Займем удобную для перемещения во времени позу. Нужно скрестить ноги, руки вытянуть перед собой ладони развернуть в разные стороны, руки соединить в замок и вывернуть к груди, язык расположить ближе к верхнему нёбу, глаза смотрят на потолок, веки закрыты. Когда я досчитаю до пяти мы окажемся на весенней остановке.
-Один, два, три, четыре, пять. Глаза можно открывать.
III этап. Практический.
Обучающие задачи:
- закрепить представление о последовательности и особенностях сезонных изменений в природе;
- дать новые знания о живой и неживой природе окружающего мира;
- обучить некоторым приёмам симметричного рисования на песке и составлению композиций по образцу/схеме-алгоритму;
- обучить выполнению упражнений, способствующих нормализации эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов детей, мелкой и крупной моторики у детей;
- способствовать развитию речевой компетентности детей в области словообразования одноструктурных существительных в прилагательные;
- способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательная задача:
- способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине;
- способствовать воспитанию отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи;
- способствовать воспитанию культуры художественно-эстетического восприятия классической музыки, произведений отечественной поэзии.
4. Остановка "Весна".
- Ребята, следуйте за мной - вот наша весенняя остановка. Давайте посмотрим, что изображено на доске. Да, это весенний пейзаж, только его нужно немного исправить. Я буду приглашать каждого из вас к доске, и вы выберите, какую часть пейзажа вы сможете восстановить.
- Молодцы. Посмотрите, какая красивая весенняя композиция у нас с вами получилась. Какие птицы из изображенных здесь перелетные. Верно, дрозды. К середине весны в наши края прилетают дрозды. В народе говорят: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли» по земле эти перелетные птицы передвигаются исключительно скачками, а гнездятся например, певчие дрозды отдельными парами.
Пора отправляться на следующую остановку. Какое время года наступает после весны? Конечно, лето.
-Займем удобную для перемещения во времени позу.
5. Остановка «Лето».
- Ребята, летом просыпаются насекомые и другие живые существа, ярко светит солнышко и каждый предмет отбрасывает тень и у насекомых тоже есть тени у каждого своя. Я приглашу к доске каждого из вас, а вы попытайтесь соединить насекомое с его тенью, при этом проговаривая, для кого вы нашли тень. Это насекомое похоже на кузнечика, но выглядит несколько иначе. Кобылка отличается от кузнечика: цветом, длиной усиков, временем бодрствования, пищей.
- А теперь, нужно разместить изображения этих живых существ таким образом: ползающих - внизу доски, прыгающих выше ползающих, а летающих выше прыгающих.
-Ребята, все ли здесь живые существа являются насекомыми, или нет. Да. Улитка относится к брюхоногим животным, так как у неё вместо ног брюхо-живот, а паук к паукообразным животным, у него в отличии от насекомых не шесть, а восемь конечностей.
-Молодцы. Отправляемся дальше. После лета наступает? Верно - осень.
- Снова займем удобную для перемещения позу, чтобы попасть на следующую остановку.
6. Остановка «Осень».
- Осенью листья на деревьях меняют свой цвет и падают на землю. Получается красивый разноцветный осенний листопад. На этой остановке нам предстоит интересная работа, для этого мы должны подготовить руки, точнее кисти рук. Вытяните мне левую ладонь руки и повторяйте за мной.
Ладони растираем трём-трём-трём,
Затем в замочек соберём.
А теперь погладим руки,
И немного потрясем.
Лёгким ветерком подуем,
Снова кисти рук встряхнем, для того, чтобы руки просушились и песочек не прилипал к ним.
- Перед вами подносы с цветным песком. Попробуйте сделать так, чтобы песчинки не убегали из подноса. Ваша задача найти то, что там спрятано, аккуратно достать, отряхнуть, выровнять песочную поверхность и сложить части рисунка на поверхности песка в целостную картинку. Обрисуйте полученную иллюстрацию двумя указательными пальчиками обеих рук одновременно в форме овала, то есть ваша картинка должна быть внутри овальной формы, которая у вас получиться. Если вы заметили, что товарищ, стоящий рядом, собирает похожую на вашу картинку, а вы уже закончили, то нужно ему помочь.
- Назовите, с каких деревьев ваши листочки? Значит, они какие?
-Лиственница - это хвойное листопадное дерево. От других представителей хвойных пород ее отличает именно листопадность, то есть иголочки, как листочки лиственных деревьев опадают осенью. Древесина лиственницы отличается особенной крепостью. Чем дольше она храниться, тем тверже становиться её древесина, так что даже в неё невозможно забить гвоздь. Это ценное дерево использовалось для постройки кораблей.
- Пора отправляться на следующую, последнюю остановку, какое время года следует за осенью? Да, после осени, наступает зима.
-Займем позу для перемещения.
7. Остановка «Зима».
- Зимой выпадает снег. Какого цвета ребята снег? А вы знайте, что бывает разноцветный снег? В Арктике или в горах иногда выпадает снег, окрашенный микроорганизмами в розовый и красный цвета, и имеет арбузный запах. Нередко выпадает голубой и зеленый снег. Так в другой стране Америке в штате Калифорния выпал зеленый светящийся снег, кто его попробовал, получили отравление, а у тех, кому он попал на руки, образовались ранки. Чуть позже в Швеции выпал совершенно черный снег на Рождество. Такие не обычные свойства снег приобрел, из-за попавших в атмосферу вредных отходов с различных производств.
Представьте, что вот этот цветной песок - это снег, но в отличие от цветного снега не представляет опасности для здоровья, сохраняя при этом привлекательный цвет. Давайте, сделаем его рыхлым, рассыпчатым, помнем его в руках.
Исследования ученых показали, что все снежинки состоят из шести лучиков, но имеют разный рисунок. Я вам предлагаю изобразить снежинку. Вот каким способом. Перед вами образцы, на которых изображены два этапа изображения снежинки - сначала шесть лучиков, а затем украшение в виде дополнительных деталей и цветных камней, расположенных в определенном порядке. Рисовать мы её будем на окружности, которую изготовим из песка и крышки от баночки, где хранился песок. Для этого возьмем небольшую часть песка и наполним глубокую часть крышки песком, приминая его. Затем переворачиваем на очищенную от песка поверхность подноса и приступаем к изображению снежинки по предложенной схеме. Делать нужно аккуратно, внимательно и быстро. Лучше сориентироваться во времени нам помогут песочные часы. Как, только весь песок переместиться в нижнюю часть песочных часов, наши работы должны быть готовы.
Путешествие по временам года заканчивается. Сейчас нужно разобрать песочные картины, положив на свои места камни. Как только весь песок песочных часов окажется в нижней части стеклянной ёмкости, уборка наших рабочих мест и обработка рук должна закончиться. Вытяните мне правую ладонь руки и повторяйте за мной.
Ладони растираем трём-трём-трём,
Затем в замочек соберём.
А теперь погладим руки,
И немного потрясем.
Лёгким ветерком подуем,
Снова кисти рук встряхнем, для того, чтобы руки лучше просушились.
- Молодцы!
-Наше путешествие закончилось, пора возвращаться обратно.
Поза для перемещения.
IV этап. Рефлексивный.
Задача: подведение итогов, мотивирование детей на дальнейшую работу по теме.
8. Видеоигра «Нелепицы – времена года»
- А теперь хочется проверить вашу внимательность и знания о смене времен года. Внимательно посмотрите на экран, и ещё более внимательно слушайте, что будет проговариваться не правильно, потом вам нужно будет ответить, что вам показалось не верным.
Все фотографии видов природы, которые использовались для видео это красивые места нашей малой Родины, нашего города, запечатлённые в разные время года.
9. Рефлексия.
- Что было для вас самым интересным? Что было сложно выполнить?
- Я хочу подарить вам альбом "Окружающий мир нашего родного края" и передам его вашему воспитателю. Я начала его заполнять, а продолжить его заполнять я предлагаю вам вместе с воспитателями и родителями. Надеюсь, вы узнайте ещё много нового об окружающем мире нашего родного края.
10. Ритуал прощания.
Встанем в круг и возьмемся за руки.
Вот занятие прошло
До скорого свидания
Всем друзьям и взрослым
Скажем дружно: "До свидания!"
Использованные материалы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. С-П. Речь, 2007.
2. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с английского) – М. : ИНТ, 2010 – 94 с. :ил. Редактор русского издания Качанова И. А.
3. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2010.
4. Музыкальные произведения П. Чайковского: «Май», «Июнь», «Январь»; Вивальди «Осень»; музыкальная композиция Parijat - Freedom from Oneself.
5. Авторское видео «Смена времен года».
6. Авторская видеоигра «Нелепицы – времена года».
7. Авторские дидактические игры: "Собери весенний пейзаж", "Тени насекомых"