Дарья Каткова
Конспект занятия «Насекомые — кто они?» в дошкольной группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний детей о насекомых и их роли в природе.
Материал: картинки с изображением различных насекомых, схема строения тела насекомых, схема жизненного цикла бабочки, губка, шприц, кусачки, Д/и «Собери картинку».
Публикация «Конспект занятия „Насекомые — кто они?“ в дошкольной группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. Мы отправимся в гости к маленьким существам, окружающим нас повсюду. А вот мир каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Посмотрите, кто это такие? (Бабочка, кузнечик и т. д.) Скажите, как называются эти животные одним словом? (Насекомые).
Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых. Нам предстоит ответить на вопрос кто такие насекомые? При слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются бабочки, жуки, муравьи, пчёлы, мухи, комары. Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Мы с вами мало знаем об их жизни! И поэтому сегодня насекомые приглашают вас в гости!
Ребята, послушайте внимательно загадки, отгадайте, о ком в них идё т речь и найдите картинки - отгадки:
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Рассмотрите их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела).
Определение признаков насекомых :
1 признак - «6 ног». Давайте это проверим и посчитаем их количество. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных (наличием 6 ног).
2 признак - Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. Какие части тела насекомого вы видите? (голова, глаза, лапки). Особенность строения тела насекомых в том, что оно разделено на три части: «голова», «грудь» и «брюшко». (Схема).
А вы знаете чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой). У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые). Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы (нет не могут).
3 признак - наличие усиков. А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах). Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. Усики характерный признак многих насекомых.
4 признак - наличие двух пар крыльев. Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных(6 ног, есть усики, строение тела). Что помогает их передвижению (крылья). У каких животных тоже есть крылья (у птиц) Сколько их (два). Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка).
Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики. У некоторых есть крылья. А как же все - таки отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног. А теперь подумайте и скажите можно ли паука назвать насекомым? Почему?
Физкультминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Ребята, скажите, а где обитают насекомые? (В воздухе, в почве, в воде.) Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники. Какие насекомые относятся к хищным? (Стрекоза, кузнечик, божья коровка). Почему их так называют? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) Например, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья. В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Нектар, который выделяет тля, губит деревья. Таким образом, муравьи делают 2 добрых дела – кормят семью и охраняют деревья. Среди насекомых много жуков. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, жук - красотел спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами».
А зачем нам нужны насекомые? Ответы. Если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, у птиц не будет корма, и они погибнут. Ребята, насекомые бывают разные. Одни приносят пользу природе и человеку, другие - вред. Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей). Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) Назовите вредных насекомых (Гусеница – ест листья растений, муха –разносит микробы). Тля не только истощает растения, высасывает соки, но и загрязняют своими выделениями листья, как бы душат растения. Листья скручиваются и засыхают. Саранча - вредное насекомое. Одна саранча не приносит большого вреда, но когда они собираются в огромную армию, то быть беде. Они летят огромной тучей, опускаются на сады, поля и уничтожают посевы. Прилет такой тучи – страшное бедствие, она несет голод людям.
Ребята, а как вы думаете, откуда появляются бабочки? Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: Бабочка откладывает яйца. Воспитатель: Кто появляется из яйца? Ответы детей: Из яйца появляется гусеница. Воспитатель: Что делает гусеница? Ответы детей: Она питается листьями и растет. Воспитатель: В кого она превращается? Ответы детей: Гусеница превращается в куколку. Воспитатель: Кто выходит из куколки? Ответы детей: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. (Схема).
Мы сегодня узнали много нового о насекомых, познакомились с ними поближе. Давайте поиграем еще в одну игру. Дидактическая игра
«Собери картинку из частей».
Итог.
К сожалению наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Вы все были молодцы! Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Релаксация «Порхание бабочки».
Ложитесь все вместе на наш коврик, закройте глаза.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зелёном лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.