Роман Кузичев
Конспект занятия в 4 классе ДШИ «Изготовление предмета шаровидной формы. Пасхальное яйцо». Часть1
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в 4 классе ДШИ по теме : «Изготовление предмета шаровидной формы. Пасхальное яйцо». Часть1.
На выполнение данной темы учебная программа отводит 6 часов. Предполагается провести следующие занятия.
Публикация «Конспект занятия в 4 классе ДШИ „Изготовление предмета шаровидной формы, Пасхальное яйцо“, Часть1» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пасха, пасхальная тема
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Темочки
Урок 1: Декоративная графическая композиция «Пасхальное яйцо».
Цель: выполнить графическую композицию изделия шаровидной формы - пасхального яйца.
Задачи.
Обучающие: Развитие умений при работе графическими материалами и инструментами.
Развивающие: развитие фантазии при составлении декоративной композиции.
Воспитательные: формирование творческих навыков в работе, воспитание трудолюбия и ответственности.
Материалы и инструменты для ученика: лист масштабно-координатной бумаги, карандаш, ластик, линейка, циркуль, набор чертежных лекал.
План занятия.
1. Организационная часть.
2. Ознакомление учеников с темой и целью занятия.
3. Программный материал. Пасхальное яйцо. История. Традиции. Виды украшения. Интересные факты.
4. Практическая работа. Выполнение подготовительного рисунка пасхального яйца.
5. Подведение итогов занятия.
Программный материал.
Яйцо является традиционным символом плодородия. В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Напоминая по форме камень, которым в древности обычно заваливали гробницу, оно в то же время дает начало новой жизни, таким образом, для христиан это напоминание о воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни для истинно верующих.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Согласно второй версии обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Еще в дохристианские времена, яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы.
Версия 3. В день воскресенья из гроба Иисуса, шла женщина с корзинкой, в которой были яйца, и женщина всем говорила про чудо, что «Иисус Христос воскрес». Один мужчина не поверил ей, и сказал: «Если же он воистину воскрес, то пусть эти яйца в твоей корзине окрасятся в разные цвета». Яйца в ту же минуту окрасились в красный цвет, символизируя кровь Иисуса.
По одной из версий обычай связан с Великим постом. В течение согласно правилам греческих православных Церквей нельзя употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца,варил их, а чтобы не путать с невареными – окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.
Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника: с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар, искали заблудившуюся скотину, оглаживали корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо.
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Писанки-это более сложный способ раскрашивания яиц. На сыром яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального перышка. Сделав узор, яйцо макают в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца - или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой. Если писанка готовится для длительного хранения, то содержимое выдувается через маленькое отверстие и затем яйцо заполняется горячим воском.
Практическая работа: выполнение подготовительного рисунка пасхального яйца.
Рисунок будет представлять орнамент в полосе, состоящий из элементов геометрической резьбы. В центре яйца обычно располагают буквы «ХВ», которые также можно выполнить в технике плосковыемчатой резьбы. Габариты орнаментальной полосы ее ширина и длина зависят от размеров заготовки, а также рисунка всего изделия. Иногда выполняют само изделие и затем измеряют его габариты с целью создания более точного рисунка. При измерении длины обертывающей поверхности применяют нитку или узкую полоску бумаги, а высоту полосы измеряют линейкой. После этого выполняют сам рисунок, а для его переноса на заготовку можно воспользоваться копировальной бумагой, размер которой должен в целях удобства совпадать с размером орнаментальной полосы. Можно, наоборот, сначала выполнить рисунок, а уже затем само яйцо на токарном станке, с учетом размеров рисунка. Для начинающих первый способ предпочтительнее, однако второй способ- с методической точки зрения более правильный и учит детей более ответственно относится к работе на токарном станке, когда в процессе работы приходится останавливать станок и сверять размеры заготовки с рисунком.
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Урок 2: Выполнение на токарном станке заготовки «Пасхальное яйцо».
Цель: выполнить на токарном станке заготовку изделия шаровидной формы - пасхального яйца.
фото Кузичева Р. "Пасхальное яйцо (заготовка) " Кирилл П. 11 лет.
Задачи.
Обучающие: Развитие умений при работе на токарном станке разнообразными по профилю стамесками, понимание учеником последовательности технологических этапов от первичной обработки заготовки до операции шлифовки изделия.
Развивающие: развитие фантазии и чувства формы при выполнении криволинейной поверхности формы предмета, его ножки, переходов одной части к другой.
Воспитательные: формирование творческих навыков в работе, воспитание трудолюбия и ответственности.
Материалы и инструменты для ученика: подготовительный рисунок, карандаш, линейка, стамески, наждачная бумага.
План занятия.
1. Организационная часть.
2. Ознакомление учеников с темой и целью занятия.
3. Программный материал. Методика выполнения предмета шаровидной формы на токарном станке по дереву. Виды и последовательность операций. Виды стамесок и возможности их применения.
4. Практическая работа. Выполнение предмета шаровидной формы на токарном станке учениками.
Программный материал.
Токарный станок был известен еще в древнем Египте в 7 веке н. э. Токарные работы производили два человека: один человек (раб) вращал заготовку, а второй (мастер) обтачивал ее резаком. В России изобретателем первого токарно-винторезного станка с механическим суппортом является ученый и механик А. К. Нартов. Ученик Навигационной школы, в последствие личный токарь императора Петра I, Нартов был талантливым художникам и на своих станках создавал красивые бокалы,вазы, светильники, настенные и напольные предметы интерьера. В 1723 г. Андрей Нартов приходит к мысли, что в России необходимо создать «Академию разных художеств». Проект был осуществлен Иваном Шуваловым гораздо позднее в 1757г.
Современный токарный станок обладает определенными конструктивными особенностями – станина, передняя и задняя бабки, электродвигатель с ременной передачей, подручник. У каждой из перечисленных частей свое назначение. Прежде чем начать работу на станке необходимо подготовить заготовку, надежно закрепить ее в центрах передней и задней бабок, а при небольшом размере заготовки - на тарелке шурупами. Перед работой проводится инструктаж о правилах безопасности. На ученике должны быть обязательно очки, халат, пылезащитная маска.
Демонстрация приемов и способов работы стамесками на токарном станке педагогом.
фото Кузичева Р. Работа на станке Кирилл П. 11 лет.
На первом этапе заготовку обтачивают полукруглой стамеской для придания заготовке округлой цилиндрической и шаровидной формы, останавливают станок и смотрят вся ли поверхность прошла обработку резцом. При первичной обработке заготовки применяют два способа точение и резание. Особенности каждого из видов обработки зависят от угла наклона резца к заготовке. Следует показать оба способа, для того чтобы ученики могли ими пользоваться.
На втором этапе при помощи карандаша и линейки размечаем заготовку. Далее берем стамеску небольшой ширины с косым лезвием, включаем станок и по рискам делаем при помощи стамески засечки.
фото Кузичева Р. Работа на станке Кирилл П. 11 лет.
Теперь настала самая интересная часть работы - придаем форму яйцу при помощи стамесок разного сечения (обычно, как показывает практика, хватает двух вышеупомянутых инструментов). Периодически надо останавливать станок и контролировать размеры заготовки. Следует быть крайне осторожным на краях изделия, где инструмент приближается к вращающимся металлическим частям станка. Во избежание порчи заготовки инструмент следует подводить и убирать от нее плавной, но твердой хваткой.
фото Кузичева Р. Работа на станке Кирилл П. 11 лет.
Подручник во время работы должен быть расположен несколько ниже продольной оси заготовки.
На заключительном этапе мы будем шлифовать заготовку для придания ровной гладкой поверхности. После шлифования необходимо остановить станок и ослабляя зажим в задней бабке достать изделие.
фото Кузичева Р. Работа на станке. Кирилл П. 11 лет. Шлифование грубой и мелкозернистой наждачной бумагой. Полоску абразива нужно вырезать достаточно узкой, чтобы можно отшлифовать узкие места заготовки. Прим. Во время шлифовки -подручник лучше убрать, чтобы не мешал процессу. Помимо шлифовки для декоративного эффекта и деления заготовки на рабочие зоны можно выполнить следующую операцию -подносим, прижимаем к вращающейся заготовке тонкую древесную щепу. лучше хвойной породы, например, сосны и ждем, когда дерево от трения начнет дымиться и оставит заметный след. Данную операцию стоит производить, когда предполагается окрашивание яйца в натуральный цвет дерева акриловым лаком, без применения морилки.
фото Кузичева Р. Работа на станке. Жжение древесины. Ладислав Е. 12 лет Уборка рабочего места выполняется только щеткой!
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
фото Кузичева Р. Готовая заготовка -яйцо из липы для резьбы Кирилл П. 11 лет.
Определение слабых мест в работе и возможности их исправления на следующем занятии, чтобы не помешало процессу выполнения резьбы декоративной композиции. Например, если обнаружились трещины их необходимо зашпатлевать акриловой шпатлевкой по дереву. Подождать немного пока подсохнет и отшлифовать. Первый часть работы завершена.
Спасибо за внимание!