Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Уточка — Марфуточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Уточка - Марфуточка»
Автор разработчик:
Мезенцева Светлана Викторовна
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4 года (средняя группа).
Тема НОД: «Уточка - Марфуточка».
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Уточка — Марфуточка“» размещена в разделах
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке.
• Обучить рисовать элементами дымковской росписи.
• Формировать представления детей о станице Дымково.
Развивающие:
• Развивать интерес к дымковским игрушкам.
• Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам; учатся аккуратно расписывать дымковскую игрушку, слушать задание до конца, следовать советам педагога; развитие творческой активности, самостоятельности, аккуратности при выполнении работы, мелкой моторики, навыков пользования кистью.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Предварительная работа: организация выставки «Дымковская игрушка» рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров; аппликация «Дымковская игрушка-колокольчик»; закрашивание игрушки белилами (белой гуашью) во второй половине дня.
Словарь новых слов: дымковская роспись, аккуратно.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Дымковские игрушки.
• Наглядное пособие по росписи дымковских игрушек.
Раздаточный материал:
• Гуашь.
• Кисточки.
• Баночки – непроливайки с водой.
• Салфетки.
• Подложки.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с дымковскими игрушками. А для начала, я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику и поднять друг другу настроение.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (Поднимают ладошки вверх)
(Качают руками над головой)
«Держат» в руках маленькое деревце
(Разводят руки в стороны)
(Ручки «здороваются»)
Педагог: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.
Демонстрация дымковских игрушек.
Педагог: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?
Дети: Козлик, уточка - Марфуточка, Тяни – Толкай, индюк, Полкаша, барыня.
Педагог: Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Дети: Они всегда белого цвета, расписаны яркими красивыми красками.
Педагог: Посмотрите внимательно, ребята, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?
Дети: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.
Педагог: Молодцы! Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
Дети: Красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые, фиолетовые.
Педагог: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?
Дети: Яркие, нарядные, праздничные, веселые.
Педагог: Выполняются узоры приемами примакивания, концом кисти, плоским примакиванием. Вот сегодня мы с вами будем расписывать наших Уточек – Марфуточек. Давайте вспомним потешку про уточку-Марфуточку.
Дети: (хором) : Уточка – Марфуточка, бережком идет,
Уточек – Марфуточек, купаться ведет.
Педагог: Давайте внимательно рассмотрим уточку – Марфуточку. Что мы закрасим полностью, а где расположим узор – солнышко?
Дети: Клюв и глазки раскрасим, а узор Солнышко нарисуем на спинке и на грудке у уточки.
Педагог: Предлагаю немного отдохнуть. Давайте дружно сделаем гимнастику для глаз «Лучик солнца»!
Дети вместе с педагогом под веселую музыку (из к/ф «Усатый нянь») выполняют гимнастику для глаз.
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду. (Моргают глазами)
(Делают круговые движения глазами)
(Отводят взгляд влево)
(Отводят взгляд вправо)
Педагог: А сейчас ребята, я покажу вам, какими красками и в какой последовательности нужно расписывать уточку.
Педагог расписывает уточку и комментирует свою деятельность.
Педагог: А сейчас ребята, садитесь за свои рабочие места, и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
Во время выполнения самостоятельной работы воспитанников
звучит мелодия (минус) «Русская изба» (Е. Н. Птичкин).
Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые уточки у нас получились! Как все аккуратно выполнили работу!
Скажите, пожалуйста, какими узорами и красками мы расписывали наших дымковских уточек – Марфуточек?
Дети: Рисовали солнышко оранжевым цветом на спинке и на грудке у уточки, клюв и шапочку нарисовали красным цветом, глазки – черным.
Педагог: Ребята, а давайте, из выполненных работ сделаем выставку «Весёлая дымковская ярмарка» для наших родителей и педагогов детского сада!
Дети: Давайте!
Во второй половине дня: оформление выставки для родителей
«Весёлая дымковская ярмарка».