Юлия Ероклинцева
Мастер-класс. Белая уточка. Обучение рисованию птиц с использованием игрушек дымковских мастеров
▼ Скачать + Заказать документы
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Я использую изображение дымковской уточки на начальном этапе обучения детей рисованию птиц.
Публикация «Мастер-класс, Белая уточка, Обучение рисованию птиц с использованием игрушек дымковских мастеров» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Утки, утята
- Уточка. Дымковская игрушка
- Темочки
А чтобы заинтересовать детей, приглашаю в гости кота Мурлыку. Мы с ним давние друзья. Он живет в нашей группе в мини-музее «Русская изба» и знакомит детей с жизнью и бытом русского народа, рассказывает сказки, учит потешки, играет.
Сегодня он принес волшебный сундучок с загадками.
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Пестрая крякуша
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
В нарядной одежде, а ходит босой.
Отгадав загадку, дети достают из сундучка птиц : курочку, петушка, уточку, павлина, узнают работу дымковских мастеров. Нашему гостю больше всего нравятся уточки, и он просит ребят нарисовать для него уточек, таких же красивых, как у дымковских мастеров.
Рассматриваем. Вот уточка. Какие элементы узора использованы в ее украшении? (Круги, кольца, мазки, полоски, точки). Что нарисовано на грудке? (Большой кружок с золотым ромбиком, вокруг которого маленькие кружки, с точками и короткие волнистые линии.) Что еще украшено у уточки? (Крылья, хвост, шея.) Посмотрите, у этой как будто бусы, а у той цветок на грудке. Можно посадить уточку на воду (подставка) – она и поплывет.
С чего же начать рисовать, что добавить? Форма тела уточки такая же, как у других птиц; иной, чем у мелких птичек, хвостик: он совсем маленький и приподнят кверху; голова овальная и не так сливается с телом, видна шея. Логика изображения понятна, и я рисую «под диктовку» детей. По мере появления на темном листе бумаги белой уточки, улыбки переходят в восхищение, и появляется желание нарисовать самим!
Когда уточка готова, кисти надо промыть и промокнуть о салфетку, а краску на рисунках подсушить.
Кот Мурлыка предлагает поиграть. Он называет предмет или животное. Если назван летающий предмет или животное, дети изображают полет. Если нет, присаживаются на корточки и замирают.
Утка, гусь, стрекоза,
Божья коровка, коза,
Муха, жук, ведро, воробей,
Сойка, дятел, удод, муравей,
Бабочка, чиж, тополиный пух,
Страус, щегол, ворона, лопух,
Комар, пчела, медведь, оса,
Воздушный змей, щегол, коса!
Журавль, скворец, свинья, огурец.
Кто не ошибся, тот молодец!
Дальше ребята придумывают, как украсить свою уточку, и что она будет делать.
Я напоминаю, что сначала нужно нарисовать все элементы одним цветом, затем кисть промыть, набрать краску другого цвета, и дополнить узор другими элементами дымковской росписи; одни элементы рисовать всей кистью, а другие кончиком кисти. Получается занимательный сюжет.
Когда часть узора большинством детей будет выполнена, предлагаю посмотреть на свой рисунок, красиво ли он получился, что можно еще добавить. Даю советы по обогащению узора тем детям, которые в этом нуждаются.
Довольный Мурлыка хвалит детей и прощается с нами до следующей встречи. А я спрашиваю ребят, кто хочет быть птичками? Желающим надеваю маски, и мы идем играть.
Чики, чики, кички,
Березовы лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.