Екатерина Линовицкая
Конспект занятия «Я управляю собой» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Тема: «Я школьник. Я управляю собой»
Класс: 1
Время: 40 минут
Цель: сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период, мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
Организационная часть
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас снова видеть.
Перед тем как начать наше занятие, давайте вспомним правила поведения.
(Называются совместно с детьми).
- Поднимать руку при ответе или вопросе
- Не кричать
- Не вставать с места
- Не перебивать друг друга
-Внимательно слушать
-Каждый имеет право на свое собственное мнение
Публикация «Конспект занятия „Я управляю собой“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-Уважительно относиться друг к другу
Давайте вспомним, что в прошлый раз мы договорились с вами перед каждым нашим занятием здороваться определенным образом. Кто-нибудь может напомнить мне, что мы делали в прошлый раз? (Дети отвечают)
Давайте продолжим разучивать наше стихотворение и движения.
Придумано кем-то просто и мудро (Правая ладошка, левая ладошка)
При встрече здороваться: «Доброе утро!» (помахать в круг и сказать «доброе утро!»)
Доброе утро солнцу и птицам. (показываем наверх солнышко и изображаем полет птиц)
Доброе утро улыбчивым лицам! (улыбнемся друг другу)
И каждый становится добрым, доверчивым. (гладим себя по голове, или по плечу соседа)
Пусть доброе утро, длится до вечера! (показываем палец вверх)
Молодцы!
На прошлом занятии мы с вами играли, а сегодня мне хочется познакомиться с вами поближе и пообщаться на интересную тему.
Основная часть
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Я управляю собой» и нам предстоит разобраться с тем, что же это значит на самом деле, выполнить сложные задания, в которых нужно будет стараться управлять своим поведением, вниманием, а также многое обсудить. но я уверена, что все вы с ними справитесь! Давайте начнем разбираться.
Ребята, вы уже знаете, что я психолог. Давайте мы с вами немного порассуждаем о том, что же такое психология и зачем она может понадобиться человеку? (Отвечают дети)
Посмотрите, пожалуйста, сюда (рисунок/фото цветка). Что вы видите на листке?
Как вырастает цветок? Что для этого обязательно нужно? (Отвечают дети)
Совершенно верно! Чтобы цветок вырос сначала нужно посадить маленькое семечко. А для того, чтобы он стал большим и красивым, радовал окружающих, ему необходимы солнце и дождь.
На самом деле, у людей точно так же. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, здоровый и счастливый взрослый человек, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Именно поэтому нужна такая наука, как психология. Она изучает мысли и чувства людей. Для чего это необходимо знать? Для того, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу.
Вы сейчас, возможно, удивитесь, но я хочу спросить у вас: поднимите руку те, кто был, когда ни будь в цирке. Скоро вы поймете в чем тут дело. Вы видели номера с участием животных и дрессировщика? (Несколько человек рассказывают о своих впечатлениях).
Давайте с вами разберемся кто такой дрессировщик и почему он может управлять животными? Как вы думаете, в чем состоит секрет того, что животные слушаются дрессировщика, ведь физически он намного слабее, чем они.
Сейчас я прочитаю вам один рассказ, а вы внимательно его послушайте.
Выступление дрессировщика занимало все третье отделение. Зрителям оно очень нравилось. Им было немного жутко. Совсем рядом – свирепые львы и огромные львицы. А когда звери раскрывали пасти, видно было каждый зубище. Но с лица дрессировщика не сходила улыбка.
Публика ахала и охала. То замирала от страха и восхищения, то восторженно шумела. Львы, конечно, слушались укротителя, но со злобой и неохотой. Казалось, что вот-вот кто-нибудь из них взревет и бросится на него. Бросались, замахивались лапой, но потом исполняли то, что от них требовали.
В заключение дрессировщик сделал из львов живой ковер и прилег на них отдохнуть. Один лев вдруг раскрыл пасть, но дрессировщик потрепал его по густой шерсти, и он успокоился.
Жалко было покидать цирк.
После этого дети отвечают на вопросы.
Боялся ли дрессировщик?
Показывал ли он свои чувства животным?
Трудно ли ему было сохранять улыбку?
Что могло бы произойти, если бы он показал свой страх?
Чего ему на самом деле хотелось, когда лев разинул пасть? (Убежать со сцены)
Трудно ли ему было сдерживать свои желания и делать то, что нужно для работы со львами?
Можно ли сказать, что дрессировщик умел управлять своими чувствами и поведением, т. е. управлять собой?
Ребята, получается, что главный секрет дрессировщика – в умении управлять собой.
Давайте вместе подумаем, в каких профессиях и почему нужно уметь управлять собой. (Отвечают дети). Повар, парикмахер, полицейский, учитель.
Вы привели много примеров, и мы можем смело сказать, что умение управлять собой необходимо в любом деле.
«Нужно ли ученику умение управлять собой?»
Как вы думаете, а нужно ли ученику в школе уметь управлять собой? В чем это может проявляться?
Чтобы мы ответили на этот вопрос я попрошу вас закончить предложение.
«Если ученик умеет управлять собой, то он умеет… (быстро успокаиваться, переставать смеяться, настраиваться на урок, не обращать внимания на выкрики окружающих, делать то, что нужно, а не то, что хочется, и т. п.)».
Ученик умеет сдерживаться и выполнять учебные требования взрослых.
Бывает ли вам трудно управлять собой и что может помешать этому, а что помочь?
Давайте немного передохнем и сыграем в небольшую игру.
Игра «Я люблю»
Дети по очереди произносят то, чем они любят заниматься, произнося, например, "Я люблю кататься на санках. А вы?" Те, кто это любит, хором отвечают: "И я!" Желательно, чтобы каждый ребенок называл что-то новое.
«Я умею управлять собой»
Отрывок из книги Л. Давыдычева.
Однажды Виктора пригласил в цирк знакомый дрессировщик. Он провел его за кулисы (следует спросить, понимают ли дети, о чем идет речь) и попросил подождать. А сам пошел готовиться к выступлению. Но случилось непредвиденное. Засмотревшись на клетку с обезьянками, Виктор шагнул в железный коридор. Не заметил этого и продолжал шагать по нему дальше. А это был коридор, по которому львы выходили из своей клетки на сцену. В это время рабочие подкатили к железному коридору клетку. Подняли дверцу. И лев по знакомой дороге побежал на арену. Тут только сообразив, что произошло, завизжал фокусник, который был рядом. Виктор обернулся и увидел льва. Раскинув руки, он замер. Лев остановился. Рыкнул. Тут подбежали рабочие, вооруженные шестами с железными наконечниками, преградили ему дорогу и пытались заставить повернуть обратно. Но удары только злили зверя. Он повернулся к мальчику, но тот не шевелился. Это озадачило зверя. Если бы Виктор повернулся к нему спиной и побежал, лев стрелой бросился бы на него. Но мальчик не двигался. И льву стало ясно – маленький человечек его не боится. Пока лев размышлял, в коридор вбежал дрессировщик и загнал льва обратно в клетку.
Как вы думаете, умел ли Виктор управлять собой и в чем это проявлялось. Хотели бы вы тоже уметь так управлять собой.
А теперь давайте с вами проверим как вы умеете управлять собой. Нужно будет пройти несколько испытаний. Сейчас мы посмотрим умеете ли вы остановиться, когда это необходимо.
Умение управлять собой заключается еще и в том, чтобы суметь вовремя остановиться. Остановиться смеяться, когда это необходимо, разговаривать и многое другое. И в маленьком, и в большом деле. Давайте проверим, как вы это умеете.
«Умею остановиться»
Сейчас вы начнете громко произносить звук «а» с того момента, как я подброшу в воздух лист бумаги, и мгновенно остановиться, когда лист коснется стола (бросать надо над столом). (В другом варианте можно предложить детям по хлопку начать крутиться и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.
Вы молодцы!
«Умею выполнять требования взрослых»
Перед тем как начать наше следующее испытание, я предлагаю вспомнить, где у нас правая рука (поднимите ее пожалуйста, а где левая рука. Где верх (показываем, где низ. Еще мне хочется сказать, что сейчас будет важна слаженная работа всего класса. Чтобы задание было выполнено, необходимо чтобы все сидели тихо и внимательно слушали и смотрели, а кто-то выполнял.
Отлично, теперь мы готовы.
-А теперь я приглашаю двух человек, которые будут готовы выполнить задание по сложной инструкции. Остальные внимательно смотрят и определяют, кто из участников выполнил инструкцию правильно.
(Ученики начинают действовать, предварительно прослушав инструкцию.)
«Подойдите к доске, возьмите мел в левую руку, нарисуйте три точки и один крестик, после этого тихо сядьте на свое место».
-Приглашаю еще одну пару желающих.
«Подойдите к двери, два раза постучите по ней тихо, три раза подпрыгните, один раз мяукните, потом тихо сядьте на свое место».
-Приглашаю еще одну пару желающих.
Подойдите к доске, хлопните перед собой три раза, обернитесь вокруг себя, затем покажите язык и тихо пройдите на свое место.
В более сложном варианте инструкцию можно давать шепотом.
Если дети начнут шуметь, упражнения в парах можно прекратить, а предложить им на листках бумаги в клеточку отступить три полных клеточки вниз и нарисовать узор. (круг, круг, квадрат, звездочка).
Теперь давайте проверим вместе с вашим классным руководителем все ли у вас получилось.
Дорогой первый класс, что я могу вам сказать. Сегодня вы молодцы, вы успешно прошли испытания на умение управлять собой.
Заключительная часть
Теперь пришла пора заканчивать наше занятие.
Давайте вспомним, что мы с вами делали, что обсуждали) (Дети отвечают). Сложно ли вам было выполнять задания?
Все верно, ребята, мы с вами обсудили, что такое психология, зачем она нужна. А нужна она для того, чтобы мы учились управлять своими чувствами и поведением и были благодаря этому здоровы и счастливы. Мы поняли, что не так просто управлять собой, но, конечно, всему этому можно научиться. Управлять собой необходимо абсолютно в любом деле. Я благодарю вас за проделанную работу. Теперь давайте закончим наше занятие.
Встаем в круг (если это занятие в классе, то просто говорим с места, а потом получаем «пять», протягиваем вперед левую ладошку, чтобы у нас получилась пирамида из ладошек. И говорим: «раз, два, три, четыре, пять! Скоро встретимся опять!»
Спасибо вам большое за занятие ребята, за то, что хорошо себя вели. До свидания!