Виктория Воронина
Конспект занятия учителя-логопеда ДОУ по постановке звука [р]
Конспект занятия учителя-логопеда ДОУ по постановке звука Р.
Цель:
Создание условий для формирования правильного произношения звука Р
(постановка звука Р);
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- подготавливать к правильному восприятию и воспроизведению звука Р;
- закреплять кинестетический образ звука Р;
-учить правильно произносить звук Р, опираясь на слуховой и зрительный самоконтроль;
- учить выделять звук Р в слове из потока других звуков.
Коррекционно- развивающие:
- тренировать подвижность артикуляционного аппарата,
- формировать направленную воздушную струю,
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно- воспитывающие:
- воспитывать умение действовать по инструкции логопеда,
- продолжать воспитывать навыки самоконтроля,
-воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, картинка со звуком Р, артикуляционный профиль звука Р, полоски бумаги для дыхательной гимнастики, игрушка- львенок, Картинка «Зоопарк», картинки животных: енот. Медведь. Бегемот. Крокодил, львица, воробей., ведерки игрушечные – 3 шт., зондозаменитель для постановки звука Р. Карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, небольшие игрушки, в названии которых есть звук Р, в разных позициях
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? (ответ).
-Давай улыбнемся и подарим свое хорошее настроение друг другу. И повторим нашу рифмовку для начала занятий:
- Мы будем проговаривать и будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Логопед: Сегодня к нам в гости пришел маленький львенок, он только учится рычать. Он очень маленький и несчастный: он потерял маму. Поможем ему? А для начала нужно хорошенько размять и подготовить наш язычок.
Артикуляционная гимнастика (сопровождается картинками):
-«Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибочек», «гармошка». «Слизываем мед», «Барабанщик», «Почистим зубки», «Комарик», «Трубочка», «Трещотка».
Дыхательная гимнастика:
Дуем на полоски бумаги, «приклеенные к кончику языка (вырабатывание воздушной струи для звука Р).Логопед: Устал? Давай разомнемся.
Физминутка: «Обезьянки»
Возле пальмы на полянке
Скачут, скачут обезьянки.
С ноги на ногу весь день,
Им скакать совсем не лень (прыжки с ноги на ногу).
Логопед (показывает артикуляционный профиль звука Р): Когда мы произносим Р, губы улыбаются, рот немного открыт- немного видно зубы. Язык – за верхними зубами.
А теперь - давай научим нашего львенка рычать, и сами поучимся. Позвени, как комарик: «Дзззз». Логопед берет зонд и быстрыми движениями водит влево- вправо.
Логопед: Что ж, мы подготовились и теперь можем отправляться на поиски мамы нашего львенка. Как ты думаешь: где в нашей стране можно найти его маму? (ответ). Да, конечно, в зоопарке. Поехали туда! Садимся в машину. Заводим мотор: «Ррррр» (постановка звука с механической помощью). А пока мы едем, давай поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты слушай: если в слове есть звук Р, хлопай в ладоши, если нет- топай ногами (Б, В, Р, Д, Ж, Р, Кл, Бр, Вл, Гр, Тр, Тл, Ал, Ол, ОР, Ул, Ар, хор, холл, рот, рол, Алла, ара, рука, лук).
Логопед: Ну вот мы и приехали в зоопарк. Здесь вольеры с животными. Я думаю, в одном из них должна быть мама львенка. (подошли к первому «вольеру»): Ой, нет, здесь кто-то слишком маленький, никак не похож на льва Но тоже рычит, как наш львенок. Посмотри: он встал на задние лапы, а передние вытянул перед собой. Да это же енот! Еноты так делают, когда чувствуют угрозу жизни. Порычим вместе с ним! (постановка звука Р с механической помощью).
Логопед: Нет, енот – не мама львенка. Пойдем ее искать дальше. Слышишь: кто-то очень громко рычит на весь зоопарк? (подходят к клетке). Да это же медведь! Порычим как медведь? (постановка Р механическим способом).
Логопед : Мне кажется, он голодный. Давай его накормим. Нужно положить перед медведем только те продукты, в названии которых есть Р. (логопед раскладывает карточки с изображением продуктов, со звуком Р в названии: груша, капуста, огурец, помидор, брокколи, малина, картофель, морковь, лук, чеснок, грибы, смородина).Ребенок выполняет задание.
Логопед: Молодец! Я поняла в чем наша ошибка: лев – живет в Африке, а те, кого мы встретили- животные средней полосы России. Нам нужно туда, где животные жарких стран (идем). Вот вольер с озером. Кто там так страшно рычит? Не здесь ли живет мама-львица? Нет, это большой бегемот. Порычим вместе с ним? (постановка звука Р механическим способом). Мама львенка, наверное, дальше (идем).
Логопед: А здесь кто-то плавает в пруду. Да это же крокодил! Крокодилы тоже умеют рычать- так они проявляют агрессию. Давай тоже порычим вместе с крокодилом (постановка звука Р с механической помощью). Смотри: вот воробушек присел на берег озера и что-то клюет в траве. Наверное, он прилетел пообедать! Поиграем в то, как обедал воробей?
Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»
Где обедал воробей? (соединяем пальцы левой и правой руки)
В зоопарке у зверей (руки с разжатыми пальцами вытянуты вперед)
(Далее-левой рукой последовательно массируем все пальцы правой руки)
Пообедал я сперва
За решеткою у льва, (большой палец)
Подкрепился у лисицы, (указательный палец)
У моржа попил водицы (средний палец)
Ел морковку у слона, (безымянный)
С журавлем поел пшена, (мизинец)
Правой рукой массируем пальцы левой руки:
Погостил у носорога: (большой палец)
Отрубей поел немного, (указательный палец)
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру. (средний палец)
Был на праздничном обеде (безымянный палец)
У мохнатого медведя (мизинец)
А зубастый крокодил (ладони параллельно друг другу)
Чуть меня не проглотил (хлопок).
Логопед: Улетай скорей, воробушек! Смотри, около вольера стоят ведерки. Их три. И есть коробка с игрушками. Я знаю эту игру: надо разложить игрушки по ведеркам: в первое ведерко надо положить только те игрушки, где Р в начале слова, во второе- в средине и в третье – в конце (игрушки: шар, рубашка, мухомор, помидор, сыр, круассан, дерево, поросенок, рыбка, репа, шорты, ракушка).
Логопед: Молодец! Слышишь этот грозный рык? Это совсем рядом! Скорее идем туда! Смотри: это мама-львица. Похоже, пора прощаться с нашим другом – он отправляется к маме. А мы- к себе домой. Давай попрощаемся по-львиному: покажите с львенком как вы научились рычать (постановка звука Р с механической помощью).
Ну вот и заканчивается наше занятие: сегодня мы побывали в зоопарке, нашли маму нашего львенка, а кроме того, научились рычать и узнали много интересного! А кроме того, ты убедился, что звук Р – совсем не сложный, и ты сможешь его произносить.
Цель:
Создание условий для формирования правильного произношения звука Р
(постановка звука Р);
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- подготавливать к правильному восприятию и воспроизведению звука Р;
- закреплять кинестетический образ звука Р;
-учить правильно произносить звук Р, опираясь на слуховой и зрительный самоконтроль;
- учить выделять звук Р в слове из потока других звуков.
Коррекционно- развивающие:
- тренировать подвижность артикуляционного аппарата,
- формировать направленную воздушную струю,
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно- воспитывающие:
- воспитывать умение действовать по инструкции логопеда,
- продолжать воспитывать навыки самоконтроля,
-воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, картинка со звуком Р, артикуляционный профиль звука Р, полоски бумаги для дыхательной гимнастики, игрушка- львенок, Картинка «Зоопарк», картинки животных: енот. Медведь. Бегемот. Крокодил, львица, воробей., ведерки игрушечные – 3 шт., зондозаменитель для постановки звука Р. Карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, небольшие игрушки, в названии которых есть звук Р, в разных позициях
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? (ответ).
-Давай улыбнемся и подарим свое хорошее настроение друг другу. И повторим нашу рифмовку для начала занятий:
- Мы будем проговаривать и будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Логопед: Сегодня к нам в гости пришел маленький львенок, он только учится рычать. Он очень маленький и несчастный: он потерял маму. Поможем ему? А для начала нужно хорошенько размять и подготовить наш язычок.
Артикуляционная гимнастика (сопровождается картинками):
-«Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибочек», «гармошка». «Слизываем мед», «Барабанщик», «Почистим зубки», «Комарик», «Трубочка», «Трещотка».
Дыхательная гимнастика:
Дуем на полоски бумаги, «приклеенные к кончику языка (вырабатывание воздушной струи для звука Р).Логопед: Устал? Давай разомнемся.
Физминутка: «Обезьянки»
Возле пальмы на полянке
Скачут, скачут обезьянки.
С ноги на ногу весь день,
Им скакать совсем не лень (прыжки с ноги на ногу).
Логопед (показывает артикуляционный профиль звука Р): Когда мы произносим Р, губы улыбаются, рот немного открыт- немного видно зубы. Язык – за верхними зубами.
А теперь - давай научим нашего львенка рычать, и сами поучимся. Позвени, как комарик: «Дзззз». Логопед берет зонд и быстрыми движениями водит влево- вправо.
Логопед: Что ж, мы подготовились и теперь можем отправляться на поиски мамы нашего львенка. Как ты думаешь: где в нашей стране можно найти его маму? (ответ). Да, конечно, в зоопарке. Поехали туда! Садимся в машину. Заводим мотор: «Ррррр» (постановка звука с механической помощью). А пока мы едем, давай поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты слушай: если в слове есть звук Р, хлопай в ладоши, если нет- топай ногами (Б, В, Р, Д, Ж, Р, Кл, Бр, Вл, Гр, Тр, Тл, Ал, Ол, ОР, Ул, Ар, хор, холл, рот, рол, Алла, ара, рука, лук).
Логопед: Ну вот мы и приехали в зоопарк. Здесь вольеры с животными. Я думаю, в одном из них должна быть мама львенка. (подошли к первому «вольеру»): Ой, нет, здесь кто-то слишком маленький, никак не похож на льва Но тоже рычит, как наш львенок. Посмотри: он встал на задние лапы, а передние вытянул перед собой. Да это же енот! Еноты так делают, когда чувствуют угрозу жизни. Порычим вместе с ним! (постановка звука Р с механической помощью).
Логопед: Нет, енот – не мама львенка. Пойдем ее искать дальше. Слышишь: кто-то очень громко рычит на весь зоопарк? (подходят к клетке). Да это же медведь! Порычим как медведь? (постановка Р механическим способом).
Логопед : Мне кажется, он голодный. Давай его накормим. Нужно положить перед медведем только те продукты, в названии которых есть Р. (логопед раскладывает карточки с изображением продуктов, со звуком Р в названии: груша, капуста, огурец, помидор, брокколи, малина, картофель, морковь, лук, чеснок, грибы, смородина).Ребенок выполняет задание.
Логопед: Молодец! Я поняла в чем наша ошибка: лев – живет в Африке, а те, кого мы встретили- животные средней полосы России. Нам нужно туда, где животные жарких стран (идем). Вот вольер с озером. Кто там так страшно рычит? Не здесь ли живет мама-львица? Нет, это большой бегемот. Порычим вместе с ним? (постановка звука Р механическим способом). Мама львенка, наверное, дальше (идем).
Логопед: А здесь кто-то плавает в пруду. Да это же крокодил! Крокодилы тоже умеют рычать- так они проявляют агрессию. Давай тоже порычим вместе с крокодилом (постановка звука Р с механической помощью). Смотри: вот воробушек присел на берег озера и что-то клюет в траве. Наверное, он прилетел пообедать! Поиграем в то, как обедал воробей?
Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»
Где обедал воробей? (соединяем пальцы левой и правой руки)
В зоопарке у зверей (руки с разжатыми пальцами вытянуты вперед)
(Далее-левой рукой последовательно массируем все пальцы правой руки)
Пообедал я сперва
За решеткою у льва, (большой палец)
Подкрепился у лисицы, (указательный палец)
У моржа попил водицы (средний палец)
Ел морковку у слона, (безымянный)
С журавлем поел пшена, (мизинец)
Правой рукой массируем пальцы левой руки:
Погостил у носорога: (большой палец)
Отрубей поел немного, (указательный палец)
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру. (средний палец)
Был на праздничном обеде (безымянный палец)
У мохнатого медведя (мизинец)
А зубастый крокодил (ладони параллельно друг другу)
Чуть меня не проглотил (хлопок).
Логопед: Улетай скорей, воробушек! Смотри, около вольера стоят ведерки. Их три. И есть коробка с игрушками. Я знаю эту игру: надо разложить игрушки по ведеркам: в первое ведерко надо положить только те игрушки, где Р в начале слова, во второе- в средине и в третье – в конце (игрушки: шар, рубашка, мухомор, помидор, сыр, круассан, дерево, поросенок, рыбка, репа, шорты, ракушка).
Логопед: Молодец! Слышишь этот грозный рык? Это совсем рядом! Скорее идем туда! Смотри: это мама-львица. Похоже, пора прощаться с нашим другом – он отправляется к маме. А мы- к себе домой. Давай попрощаемся по-львиному: покажите с львенком как вы научились рычать (постановка звука Р с механической помощью).
Ну вот и заканчивается наше занятие: сегодня мы побывали в зоопарке, нашли маму нашего львенка, а кроме того, научились рычать и узнали много интересного! А кроме того, ты убедился, что звук Р – совсем не сложный, и ты сможешь его произносить.