Марина Варнавская
«Тропинки в математику. Счет в пределах 20». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого мероприятия,
Тема: «Тропинки в математику»
Группа: подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: обобщить математические представления детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умение обобщать и систематизировать знания о геометриче-ских фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в про-странстве;
- продолжать совершенствовать навыки устного счёта в пределах 20;
- продолжать учить решать математические задачи;
- упражнять в решении логических задач;
- закрепить знания о животных.
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприя-тие, память, логику, творчество.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать активную любознательность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе и в парах, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная
Формы организации:
совместная деятельность детей и взрослых, индивидуальная, подгрупповая, работа в паре.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, объёмные геометрические фигуры
Раздаточный материал:
наборы геометрических фигур, схемы, карточки с заданиями, чистый лист бумаги, прозрачные планшеты, пальчиковые краски разных цветов, салфет-ки, снеговики-рефлексоры.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Юный математик», «Чет-вёртый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.
Ход непрерывной образовательной деятельность
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в увлекательное путеше-ствие по тропинкам математики в гости к Зимушке-зиме.
Какое сейчас время года?
А как долго длится зима? Ответы детей
Мотивационно-ориентировочный этап. Постановка проблемы
Воспитатель сообщает, что Зимушка-зима пригласила де-тей к себе в гости и прислала карту, по которой они смо-гут к ней добраться, но карта, к сожалению, на сильном морозе и ветре испортилась. И детям надо её восстано-вить. Воспитатель обращается к детям за помощью. Дети помогают пе-дагогу восстано-вить карту.
Основная часть
Математическая разминка
Воспитатель даёт детям задание из мячиков сделать круг.
Как вы думаете, для чего мы будем делать круг?
Что вызнаете про геометрическую фигуру круг?
Расскажите, как можно сделать круг?
Что у нас в итоге получилось?
Воспитатель:
Правильно, получился круг.
Это как раз наша подсказка, потому что первая останов-ка, которую мы восстановили на карте – это круг.
Куда мы пойдём дальше?
На остановке круг, воспитатель предлагает выполнить за-дание, решить примеры.
6-5=1; 4-2=2; 10-7=3; 2+2=4; 8-3=5; 2+4=6;3+4=7
К В А Д Р А Т
Что будем делать дальше?
Предлагаю прочитать и узнать, какое слово получилось.
Воспитатель сообщает детям, что это ещё одна подсказка.
Следующая остановка, какая?
В каком направлении нам надо пойти, чтобы прийти к квадрату. Дети высказывают
предполагаемые ответы.
Соединяют мячи с помощью верёвки и делают круг.
Дети высказывают свои предположе-ния.
Дети отвечают.
Решают примеры. Участвуют в ком-муникативной дея-тельности.
Дети высказывают свои предположе-ния, встают в чис-ловой ряд и читают слово.
Участвуют в беседе с воспитателем
Дети, выполнив первое задание, восстановили остановку на карте «Квадрат»
Дидактическая игра-задача
Мы пришли к квадрату. И у квадрата нас ожидает ка-кое-то письмо. Наверняка, это зимушка-зима оставила нам инструкции. И тут у нас буквы и задания. Зимуш-ка-зима говорит, что если мы дадим правильный ответ на математические вопросы, вы получите подсказку следующей остановки.
1. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а по-том еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
2. В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ро-машек в вазе? (3 ромашки)
3. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
4. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
5. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько ва-рится одно яйцо? (4 минуты)
6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, мор-ковь – это овощи)
7. Сколько орехов в пустом стане? (ни одного)
8. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько ко-шек во дворе?
Как вы думаете, что надо сделать с нашими подсказ-ками?
Какое слово получилось? Дети, ориентируясь в пространстве, доходят до нужной остановки.
Решают логические задачи. Участвуют в познавательной деятельности
Дети раскладывают буквы в правиль-ном порядке и чи-тают слово
Дети высказывают свои предположе-ния.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Что вы здесь видите?
Как вы думаете, что нам надо сделать в этом задании?
Что здесь лишнее?
Я согласна с вами, но занятие у нас математическое, а в математике сейчас нас не очень интересует съедобное и несъедобное, в математике у нас есть что?
Давайте подумаем на счёт формы, что здесь может быть лишнее?
А на что похожа морковка?
Смотрим на следующую картинку. Что здесь лишнее? Почему вы так считаете?
На следующей картинке нам надо убрать лишнюю фигу-ру. Какие фигуры вы видите, назовите?
Что здесь лишнее? Почему вы так думаете?
Я согласна с вами и это наша следующая подсказка. Как нам надо добраться до овала? Дети рассматрива-ют задание на экране, классифи-цируют предметы. Высказывают свои предположения
Ответы на вопро-сы.
Ответы детей.
Дети, ориентируясь в пространстве, находят фигуру (остановку) овал
Дети высказывают свои предположе-ния
Дети восстановили следующую остановку на карте - «Овал».
В каком направлении надо идти, чтобы попасть на оста-новку овал?
Мы попали на остановку овал и здесь нас ждут необыч-ные задания. Ответы детей.
Дети выбирают направление и идут к овалу.
Работа с раздаточным материалом. Практическая деятльность
Воспитатель предлагает детям выполнить интересное за-дание.
Из геометрических фигур составить фигурки животных.
Давайте вспомним, какие бывают животные?
Правильно, животные бывают домашние и дикие, траво-ядные и хищные. Сейчас вам надо выполнить задание и рассказать о своих животных, к какому классу они отно-сятся. Приступаем к заданию.
Готовы? Расскажите о своих животных. Где они живут и чем питаются?
Молодцы. Ребята, посмотрите, какой геометрической фи-гуры ещё у нас не было?
Правильно. И следующая у нас остановка треугольник. Как нам дойти? Дети выполняют задание, составля-ют фигурки живот-ных из геометриче-ских фигур. Рас-сказывают, у кого какое животное по-лучилось, где жи-вёт и чем питается.
Ответы детей.
Дети высказывают свои предположе-ния. Участвуют в диалоге с воспита-телем.
Восстановлена остановка на карте - «Треугольник».
Коммуникативно-математическая игра «Дорисуй по образцу»
Воспитатель: Так, вот мы и пришли на остановку тре-угольник. Занимаем свои места.
На столе у вас лежат краски, планшеты и салфетки.
Предлагаю вам работать в паре, помогая друг другу, краску можно взять выбрать на выбор.
Алгоритм
Нарисуйте трапецию, дорисуйте две линии, чтобы полу-чилось три треугольника,
дорисуйте ещё две линии, чтобы получился один большой треугольник.
Дорисуйте ещё две линии, чтобы получился большой ромб. У всех получился ромб?
Молодцы, справились с заданием.
И я думаю, что это тоже наша подсказка.
Следующая наша остановка Ромб.
В каком направлении нам надо идти, чтобы попасть к ромбу? Посмотрите внимательно, всем надо идти в одном направлении? Дети занимают по-нравившиеся места за планшетом.
Практическая дея-тельность
Дети выполняют задания на план-шете под руковод-ством педагога.
Дети внимательно выбирают каждый своё направление пути к ромбу.
Восстановлена остановка на карте - «Ромб»
Дидактическая игра «Типографический диктант»
На остановке «Ромб» воспитатель предлагает задание на внимание.
Внимание, я объясняю задание.
На экране появляется схема, пока я считаю до 7, вы должны запомнить и расположить геометрические фигу-ры у себя в таблице, так как на экране.
Не забывайте, у вас должны совпадать цвет, форма, и ме-стоположение. Сколько фигур всего надо выложить?
Готовы. Внимание на экран. Дети занимают по-нравившиеся места.
Переносят геомет-рические фигуры на свои схемы
Ответы детей.
Воспитатель: У нас произошло волшебство. Давайте по-смотрим на экран. Куда мы с вами попали?
Воспитатель предлагает назвать остановки, которые они проходили. Дети смотрят на экран и предпола-гают, что это замок Зимушки – зимы.
Восстановлен весь путь до замка Зимушки – зимы.
Правильно и мы попали в замок Зимушки-зимы. Зима нас долго ждала, пока мы с вами путешествовали и восста-навливали карту. Ребята, но с чем надо приходить в гос-ти?
И мы с вами в подарок Зимушки - зиме нарисуем замок на песке. Но замок у нас должен быть необычным. Как вы думаете, из чего мы будем рисовать замок?
Воспитатель предлагает детям использовать для рисова-ния замка разные геометрические фигуры.
Расскажите, из каких фигур у вас замок?
Кто живёт в вашем замке?
Какие события там происходят? Предполагаемые ответы детей.
Дети рисуют замок на песке из геомет-рических фигур.
Желающие дети рассказывают о по-строенном замке.
Заключительная часть Рефлексия
Рефлексия
Предлагает выбрать каждому ребёнку снеговика опреде-лённого цвета, который подходит под настроение ребёнка и рассказать, почему они выбрали данный цвет.
Белый цвет – было легко на занятии, голубой – было не-много трудно и не понятно, синий снеговик – всё было сложно. Дети выбирают снеговика и расска-зывают, почему они выбрали имен-но этот.