Юлия Пономарева
Конспект занятия «Волшебные звуки». Старшая подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные звуки».
Цель: «Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков».
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения различать речевые и неречевые звуки.
2. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.
3. Формировать правильное произношение речевых звуков.
4. Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.
Коррекционные:
Публикация «Конспект занятия „Волшебные звуки“, Старшая подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
1. Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки.
2. Учить фонематическом восприятию речевые и неречевых звуков в слогах и словах.
3. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
4. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.
5. Развитие фонематического слуха на материале слогов.
6. Развитие фонематического слуха в словах.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала.
2. Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
4. Воспитывать желание активно работать на занятии.
Этапы Ход занятия
Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Выполняют действия
2. Основная часть
Сообщение темы
Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки игрушку Гуся).
Гусь:
Сейчас я Ванечку схвачу
И награду получу
Отнесу его Яге
Той, что на одной ноге.
Правильно «Гуси – лебеди».
(логопед берет в руки куклу)
Кукла Аленушка:
Ваня, братик, где ты мой?
Я уже пришла домой.
Ой, беда, ой помогите
Гуси, братика верните!
Улетели гуси прочь
Кто же сможет мне помочь?
Ребята, Аленушка просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?
Ребята, а как нам попасть в сказку?
Правильно нужно сказать волшебные слова. Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку.
Послушайте их:
Ать-ать-ать – начинаем мы играть.
Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!
А теперь давайте повторим все вместе.
Сегодня мы будем учиться различать речевые и неречевые звуки.
Отвечают
Повторяют 2 раза
Артикуляционная гимнастика Вот мы с вами подошли к лесу.
(на доске прикрепляется иллюстрация с изображением леса)
Посмотрите, ребята, кто – то сидит у леса, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.
(на доске прикрепляется картинка, с изображением ёжика)
Ежик: может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос: с помощью чего мы произносим звуки?
Ежик: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери — это что? А что такое белые звери?
И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь.
Если б не было его – не сказал бы ничего.
Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Артикуляционная гимнастика.
Ежик: И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для языка и губ.
«Лягушка»
«Хоботок»
«Лопата»
«Месим тесто»
«Качели»
(под счет до 5 – 3 раза)
Отвечают
Подходят к зеркалу и повторяют упражнения
Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Игра «Отгадай звуки природы»
Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки.
Послушайте и скажите, какие звуки вы слышите.
Это были неречевые звуки.
А как вы думаете какие звуки еще бывают?
Правильно звуки, которые произносит человек называются речевые.
Отвечают
Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков. Игра «корзиночка с яблоками»
- Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? ( логопед кладет на стол картинный материал: яблоню, яблоки с буквами и ставит рядом корзинку).
Послушайте какое задание приготовила нам яблоня. Нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О.
Отвечают
Раскладывают яблоки в корзинку
Развитие фонематического слуха на материале слогов Игра «повтори за мной»
Ребята, смотрите мы дошли до речки (логопед закрепляет на доске иллюстрацию с изображением реки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели?
В речке плавает волшебная рыбка да непростая, а с заданием. Нам нужно правильно его выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбка (логопед показывает картинку с изображением волшебной рыбки).
Рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку переправится тот, кто повторит цепочку слогов без ошибок:
ба- па, ка – га, за – са, ча- тя, жа - ша.
Ба – па - ба, та – да - та, ка – га - ка, са – ша - са,са – ца - са, жа – ща - жа.
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.
Садятся на коврик и повторяют
Динамическая пауза. Ну что, ребята, мы дошли до печки. (на доске прикрепляется иллюстрация с изображением печки)
Для того чтобы нам пройти дальше, печка предлагает нам выполнить разминку (логопед произносит слова, показывая движения).
В темном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперед, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живет. (наклоны)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)
Дыбом волосы стоят!
Повторяйте за мной (2 раза).
Повторяют движения
Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»
Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили, а Баба Яга не отдает нам Иванушку.
На опушке, на дорожке
Стоит дом на курьих ножках
Что это?
Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?
(на доске прикрепляется картинка мышка)
Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.
Подготовила мышка для нас задание. Послушайте какое. Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть мышку, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.
Шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка.
Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.
Молодцы ребята, с заданием справились и спасли Иванушку.
Отвечают
Выполняют задание
Итог Давайте ляжем на коврик, закроем глаза. Послушайте звуки природы.
(звучит аудиозапись звуки природы)
Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.
Ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам красивые наклейки, и сказал «спасибо», за то, что вы его спасли от Бабы - Яги. Скажите, что вам понравилось в нашем путешествие? Какое испытание было самым интересным?
А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)
Дружно топнули ногой. (топают)
Всё, во что мы, здесь играли. (слушают)
Мы запомнили с тобой. (слушают)
До свиданья всем сказали, ( говорят: «До свиданья»)
И отправились домой. (идут в группу)
Выполняют релаксацию
Отвечают
Выполняют действия вместе с логопедом