Наталья Наумкина
Конспект занятия «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм
- Русский народный костюм. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользовании ими в речи.
Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.
Воспитывать интерес к жизни наших предков, развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования.
Словарная работа
Названия одежды русского народного костюма : рубаха, косоворотка, кокошник, порты, пояс, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.
Оберег. Назвать пословицы о труде.
Предварительная работа
Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту. Проведение бесед на тему «Как одевались в старину». Разучивание хоровода «Ленок».
Материал к занятию.
Показ слайдов. Куклы в русской народной одежде : рубаха, сарафан, порты, пояс, кокошник.
Ход занятия.
Приветствие гостей.
- Ребята, вы такие нарядные и красивые сегодня.
- Во что вы одеты?
( Ответы детей: платье рубаха, платье, брюки и т. д.)
-Как это можно назвать одним словом? (Одежда)
-Одежда для детей. Как назвать одним словом. Какая? (Детская)
-Как называют одежду для женщин? (Женская)
-Как называют одежду для мужчин (Мужская)
-Как называют одежду для кукол? (Кукольная)
-Как называют одежду для занятий спортом? (Спортивная)
-Как называют одежду для рабочих, строителей? (Рабочая)
-А одежду, которую носили давным-давно в старину? (Старинная).
В наше время мы не носим этот вид одежды каждый день, но надеваем на фольклорные праздники, развлечения, игры.
Стук в дверь.
- Ой, ребята, пришло письмо и фотографии. Оно пришло из Африки. Африканские дети пишут нам:
«Ребята, недавно наши родители были в гостях у вас в стране.»
-Ребята, а как называется страна, где мы все живем?
(Наша страна называется Россия)
«Из России они привезли нам сувениры. Это куклы в русских народных костюмах. Их наряды нам понравились, мы хотим узнать о них. Помогите нам.»
Ну, что, ребята, поможем.
А для начала посмотрим фотографии.
-Кто это?
(Куклы.)
- В какую одежду они одеты?
(В старинную, в русский народный костюм).
- Какой вид одежды есть на девочке, и на мальчике? (Рубаха)
Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды.
- Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).
-Подумайте и скажите, почему так называется.
-Из каких двух слов состоит это слово.
-Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка.
Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.
-Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан).
Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой.
-Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)
А теперь внимательно посмотрите на голову кукол. Что у них на голове?
(Кепка, кокошник).
-Вот такие наряды носили раньше на Руси женщины и мужчины.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
– Я буду показывать картинки, называть что это.
Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.
Моя сарафан (мой сарафан).
Мое рубаха (моя рубаха).
Моя порты (мои порты).
Мой кепка (моя кепка)
Мое кокошник (мой кокошник).
-Ребята, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того чтобы грела, защищала, украшала человека).
Посмотрите внимательно и скажите, какие места, детали одежды украшали?
(Ворот, рукава, подол, разрезы, горловина).
-Как украшали костюмы.
(Вышивкой, ленточками, узорами).
Это не просто вышивка, узоры, это и еще и оберег. Оберег – от слов оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе – матушке. А что больше всего почитали, то и вышивали на одежде.
-А теперь вспомните, из чего шили одежду в старину.
Загадываю загадку:
«В землю ушел, синю шапочку нашел,
Из земли вырастал – весь мир одевал». (Лен).
- Да, действительно, одежду в старину шили из льна.
- А как это делали, мы сейчас покажем, исполним хоровод «Ленок».
(Дети поют и показывают движениями, как сеют, полют, прядут и ткут ленок.)
- Вот сколько трудов прилагали наши предки, чтобы сшить сарафан или рубаху.
А труд всегда уважали, много сложили пословиц о нем.
- Давайте вспомним пословицы о труде:
- «Землю солнце красит, а человека – труд»;
- «Умелые руки не знают скуки»;
- «Дело мастера боится»;
- «Ученье и труд рядом идут»;
- «Доброе дело само себя хвалит».
-Ребята, давайте нашим друзьям из Африки для их кукол украсим и подарим русскую народную одежду.
Задаю вопросы в ходе самостоятельной деятельности детей.
- Какой цвет был самым любимым? (Красный). Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей ее красе.
- Какие формы, элементы можно использовать в узоре?
(Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки).
-Все эти элементы что – то обозначают.
-Как можно нарисовать силу воды? (Волнистой, прерывистой линией).
-Как изображали силу земли? (Точками, квадратами, ромбами).
-Что еще могли изображать на узоре? (Птичек – галочек, дерево – веточкой).
В процессе работы подхожу и спрашиваю у детей, что они рисуют, какую деталь одежды, каким цветом и т. д.
Подвожу итог проделанной работы.