Получи документы

Конспект занятия на тему «Русский головной убор. Кокошник»

Ирина Стрекозова
Конспект занятия на тему «Русский головной убор. Кокошник»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

Задачи:

• Обучение изготовлению русского головного убора.

• Закрепление умения использовать разные техники вышивания и бисер для украшения кокошника.

• Развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе.

Публикация «Конспект занятия на тему „Русский головной убор, Кокошник“» размещена в разделах

• Воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.

Форма организации занятия :

занятие-путешествие в старину.

Методы:

диалогический, информационно-сообщающий,практический,творческой деятельности.

Дидактический материал: образцы кокошников, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, ножницы, плотная ткань, бисер, бусины, иголка, нитки.

Оборудование: Магнитофон, записи фольклорного оркестра “Русь”.

Ход занятия

Организационный момент.

(Психогимнастика «Радостная встреча»)

Педагог: «Ребята, сегодня вы очень красивые, нарядные и аккуратные.

- Что вы чувствуете, когда на вас одеты красивые платья, яркие кофты, модные костюмы? (высказывания детей).

Верно, мы чувствуем себя очень удобно, наша одежда современная, красивая.

- А какая национальная одежда есть у нашего русского народа?

( Предполагаемые ответы детей: сарафан, рубаха, передник)

На улице мы с Вами еще надеваем головные уборы. Назовите их. ( Предполагаемые ответы детей: шапка, берет, кепка и т. д.)

А вот интересно, какие головные уборы носили наши предки на Руси много-много лет назад? И какое символическое значение имел русский женский головной убор?Хотели бы вы, ребята узнать? (Да).

Тогда без путешествия в прошлое нам не обойтись. Мы отправляемся в древнюю Русь, и узнаем, о старинном русском головном уборе, символе русского традиционного костюма.

(Дети садятся за столы)

Педагог: Включим волшебный экран, который поможет переместиться в прошлое.

(На экране размещён иллюстративный материал «Кокошник-символ русскоготрадиционного костюма».Звучит музыкальное произведение (“Гусли-Мысли” фольклорный оркестр “Русь”). Включается презентация № 1. Педагог на фоне презентации зачитывает отрывки из стихотворений русских поэтов. В это время на экране одна за другой сменяются картины художников прошлого века – портреты русских красавиц в головных уборах (слайды № 1-15).

Вступительная беседа

Педагог: Есть женщины в русских селеньях.

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдёт – словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублём одарит.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов “Мороз красный нос”.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”.

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

А. С. Пушкин “Красавица”.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А. С. Пушкин “Сказке о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди”.

В каждой работе художника мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах – кокошниках, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.

Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма (слайд № 16).

Кокошник был распространен на большей территории Европейской России и в Сибири, как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию (слайд № 17).

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни и боярышни. Само слово "кокошник" происходит от славянского “кокош”, обозначавшего курицу (древнерусский “ кокошь” – курица-наседка) (слайд № 18).

Диалектические названия кокошника : кокошка, кокуй, златоглав, головка, шеломок, ряска, каблучок и другие (слайд № 19).

Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот головной убор изготавливался мастерицами — “кокошницами” (слайд № 20).

Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогостоящие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только не дорогим бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам (слайд № 21)

Кокошник носили как девицы, так и замужние (слайд № 22). Незамужние девушки могли ходить с непокрытой головой, волосы при этом заплетались в косу, прическа украшалась девичьей повязкой без донышка или небольшим венцом (девичьим кокошником) (слайд № 23-25).

Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам (слайд № 26).

Кокошник использовался как праздничный головной убор, вплоть до конца XIX века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё в 20-е годы XX века.

Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар (слайд № 27).

Отсюда в декоративном убранстве головных уборов обилие драгоценной вышивки, ярких красных тканей. Особую роль головной убор играл в судьбе замужней женщины, т. к. был символом ее брачной жизни (слайд № 28).

По нравам того времени, для замужней женщины считалось грехом и даже позором появляться на людях простоволосой, без головного убора. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”, которое часто употребляется и в наши дни.

Вопросы:

-Как вы можете объяснить это выражение, используемое в современном языке, зная историю его происхождения?

( Предполагаемые ответы детей:

– показаться перед людьми в худшем виде…

– выглядеть не очень хорошо…

Головной убор замужней женщины плотно облегал голову, полностью закрывая волосы, что говорило о том, что суженый уже найден и женщина находится под его властью. Обычай закрывать волосы замужней женщины известен с глубокой древности всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. д. (слайд № 29).

На практике головной убор нес в себе не только обрядовые и обереговые функции, но преследовались еще и чисто бытовые цели (слайд № 30).

Вопросы:

- Как вы думаете, почему у замужней женщины головной убор должен был полностью закрывать волосы?

( Предполагаемые ответы детей:

– Чтобы волосы не мешали при работе;

– чтобы волосы не попали в пищу;

– чтобы волосы не падали на землю или одежду вне женщины (считалось, что заполучивший волос мог использовать его для наговора);

– чтобы не привлекать излишнего внимания чужих мужчин – во избежание измен и сохранения семьи.)

В разных областях правила ношения кокошников были разные, а так же разные они были по форме и отделке (слайд № 31).

Кокошник представлял собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребня, состоящего из очелья (рога) и тульи, закрывающей волосы. Основой кокошника служили проклеенный или простеганный холст, картон или береста. Верхняя часть кокошника изготавливалась из более дорогих материалов: бархата, кумача, штофа. Сверху очелье украшали вышивкой, орнаментом из искусственного камня, парчой, позументом, бисером, речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями (слайд № 32)

. Вышивкой часто покрывалась и затылочная часть. Кокошник, как правило, имел матерчатое дно, сзади фиксировался при помощи лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити, сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Существовало несколько видов и форм кокошников : однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный (слайд № 33) и многие другие.

(показывается видеоряд кокошников различных форм с пояснениями и комментариями педагога (слайды № 34-43).

Были кокошники в виде цилиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным позатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно спереди, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно опускали на плечи (слайд № 44).

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.

Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью (слайд № 45).

Популярности кокошника во многом способствовали русские придворные костюмированные балы начала прошлого века (слайды № 46-49) и фантазия русских дизайнеров в эмиграции (слайд № 50). Сейчас русский кокошник является самым большим источником вдохновения для знаменитых дизайнеров и домов моды, которые создают наряды в русском стиле. Он является жемчужиной в сокровищнице мировой моды. Известные европейские дизайнеры используют элементы русского кокошника в своих новых коллекциях от кутюр (слайды № 51-52).

Практическая часть.

Педагог: Ребята, сегодня мы с Вами будем изготавливать русский головной убор – кокошник и украшать его.

Помните, следующие правила, которые необходимо соблюдать при разработке головного убора (слайды № 53-54) :

– Орнамент не должен быть слишком мелким и раздробленным.

– Необходимо соблюдать композицию рисунка.

– Рисунок или орнамент должен быть хорошо виден (“читаться”) издалека.

Физминутка (ребята исполняют русскую народную песню с движениями “На горе-то калина под горою малина”)

Последовательность работы над кокошником

1) Обвести по шаблону на картон кокошник.

2) Вырезать заготовку из картона; повторить технику безопасности при работе с ножницами:

• вырезать осторожно, аккуратно,

• не размахивать ножницами,

• передавать друг другу вперёд кольцами, а не лезвиями

• не брать ножницы за лезвия

3) Обвести по шаблону кокошник на плотную ткань (основная часть)

4)Нарисовать на листе бумаги примерный узор, который будет изображен на кокошнике. Расположить орнамент симметрично от центральной вертикальной линии, используя мотивы цветов, листьев, деревьев, хмеля и винограда.

2

5)Расшейте поверхность основной части кокошника согласно эскизу, использовать разные техники вышивания и бисер.

3

6)Используйте декоративный шнур для обрамления головного убора. Аккуратными мелкими стежками пришейте его по контуру изделия, концы спрячьте на обратной стороне кокошника.

4

7)Сплетите очелье кокошника из бисера, концы этой сеточки украсьте бусинками, более крупными по размеру, чем бисер, участвующий в плетении. Пришейте по несколько ниток бисера или бусин, имитирующих жемчуг, к нижней части боковин кокошника.

5

8)Пришейте к обеим боковым сторонам кокошника ленты шириной 15-20 мм.

А теперь ребята приступаем к самостоятельному изготовлению кокошника.

(На протяжении всей работы тихо звучат музыкальные произведения фольклорного оркестра “Русь”. Во время работы педагог внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь)

Подведение итогов работы

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.

- Так что такое кокошник? ( Предполагаемые ответы детей: русский женский головной убор)

- Кто его носил на Руси? ( Предполагаемые ответы детей: замужние женщины и девушки)

-Как украшали кокошник? ( Предполагаемые ответы детей: украшали вышивкой, орнаментом из искусственного камня, парчой, бисером, речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями)

(В заключение все дети становятся в круг и исполняют русскую народную песню “А мы просо сеяли, сеяли…” с движениями).

Педагог: Ребята, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу. На следующем занятии мы продолжим украшать кокошник вышивкой и бисером. До следующей встречи!

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Русский платок» Задачи: 1. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка. 2. Развивать.

«Русский сарафан». Конспект интегрированного занятия по краеведению Цель: Познакомить детей с элементами русского народного костюма, уточнить знания об особенностях Воронежского народного костюма. Дать представление.

Беседа с детьми «Головной убор донского казака» Беседа с детьми «Головной убор донского казака» У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным.

Конспект НОД «Изготовление русского головного убора «Кокошник» Цели и задачи: -Знакомство детей с русским женским головным убором - кокошник; -Обучение изготовлению русского головного убора; -Учить.

Консультация для родителей «Нужен ли ребенку головной убор летом?» Помните, как в детстве вам не нравилось, когда родители заставляли вас надевать головной убор летом? Теперь вы выросли, и пришло время и.

Конспект занятия «Матрешек русский хоровод» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» Конспект занятия «Матрешек русский хоровод» к проекту «Патриотическое.

НОД по рисованию «Мордовский головной убор — Панго»НОД по рисованию «Мордовский головной убор — Панго» Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора. Задачи: Обучающие: • расширять представления детей о родном крае,.

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с русским национальным головным убором; - учить.

Почему так важен летний головной убор для ребенка и как его выбирать? Большинство из нас знают, что система терморегуляции маленьких детей очень несовершенна и поэтому необходимо следить за тем, чтобы они не.

Презентация на тему «Русский валенок» Презентация на тему "Русский валенок" Цель: вызвать у детей желание узнавать о традициях своего народа и сохранять их. Задачи: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Русский головной убор. Кокошник»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 21:25
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия на тему «Русский головной убор. Кокошник»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Стрекозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД