МААМ-картинки

«Русский сарафан». Конспект интегрированного занятия по краеведению

надюшка галкина
«Русский сарафан». Конспект интегрированного занятия по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с элементами русского народного костюма, уточнить знания об особенностях Воронежского народного костюма. Дать представление о значении вышивки в народном костюме, как обереге, помочь освоить язык орнамента на материале русской народной вышивки.

Развивать умение вслушиваться в звучание родной речи. Учить рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы, при описании предметов использовать разные типы предложений (простые распространенные и сложные,подбирать определения к заданным словам.

Публикация «„Русский сарафан“, Конспект интегрированного занятия по краеведению» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Продолжать учить детей использовать в барельефной лепке уже знакомые приемы: создание фона, раскатывание, оттягивание, сглаживание. Располагая «элементы вышивки» на контурном изображении сарафана, опираться на смоделированный орнамент.

Совершенствовать изобразительные навыки, умение аккуратно работать с пластилином.

Воспитывать интерес к русскому народному фольклору, уважение к народному искусству.

Наглядность: элементы русского народного костюма и их изображения, изображение основных элементов вышивки, схема составления рассказа об элементах костюма, шаблоны русского сарафана, пластилин, доски для лепки, листы бумаги для моделирования орнамента вышивки, простой карандаш, салфетки. Запись р. н. песен.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Ребенок: Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились,

Вышли песенки попеть,

Да людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель: С давних времен на Руси люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. А что это за слова вы сейчас скажете.

(здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь и др.)

Давайте и мы поздороваемся друг с другом и поклонимся как в старину.

(поворачиваются в пары и говорят «добрые слова»)

- А знаете ли вы, почему я назвала вас «добры молодцы» и «красны девицы»?

( Примерные ответы детей:

-Потому что на Руси считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый.

«красны девицы» назвали потому, что в старину слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит «красивая девушка».

Воспитатель: А что же делает девушек красивыми?

Дети: Красивая одежда.

Воспитатель: Русский народный костюм – это частичка самого народа. С давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте расскажем, из каких элементов состоит русский народный костюм.

- Женский народный костюм – это рубаха, сарафан, передник, онучи и лапти.

- Мужской народный костюм – это рубаха, кушак, порты, онучи и лапти.

Воспитатель: А покажите-ка на картинках, какие элементы народного костюма так называются:

- душегрея

- сорока с хвостом

- поясная подвеска

- наспинные украшения

- понева.

Воспитатель: Сейчас внимательно рассмотрите элементы костюма, подойдя к ним поближе, и придумайте об одном из элементов рассказ, а поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. /показ схемы составления рассказа/.

(Дети выбирают элемент костюма и составляют о нем рассказ.

- Рубаха – главная часть костюма. Это длинная, ниже колен одежда. Ее красиво украшали вышивкой по низу изделия, низу рукавов, горловине. У рубахи был разрез посередине или сбоку. Такая рубаха называлась «косоворотка».

- Рубаху подпоясывали кушаком, а носили поверх портов, которые заправляли в сапоги или лапти с онучами и оборами.

- Женская рубаха была прямого покроя с длинным рукавом. Ее украшали красным узором вышивки на груди, оплечье, по низу рукава и по низу рубахи.

- Самой красивой частью женского костюма был передник. Он закрывал фигуру спереди. Его украшали вышивкой, цветными вставками, шелковыми лентами. Нижний край оформляли зубцами, кружевом, бахромой из ниток, оборкой.

-Рубахи и передники носили с сарафаном. Воронежские сарафаны были всегда черного цвета. Их украшали вышивкой, полосками красного цвета, подол украшали красной тесьмой, а шов посередине переда отделывали лентами, кружевом, медными или оловянными пуговицами.

-Женщины постарше носили вместо сарафана поневу. Понева – это поясная одежда типа юбки. Ткань поневы – темно-синего, темно-красного, черного цвета или в клетку.

русском народном костюме есть головные уборы. Воронежские женщины прятали волосы под «сорокой».)

Воспитатель: На Руси строго соблюдали традиции, в частности, традицию ношения головного убора. Если девушки имели право «светить», т. е. показывать свои волосы и носить на голове ленты, накосники, повязки, венцы, то женщины прятали свои волосы под кокошник, кику, кичку. Поэтому сорвать головной убор – самое большое оскорбление. Есть слово – «опростоволоситься» - опозориться. Нельзя было выходить из дома, заниматься домашними делами без головного убора. А вы у меня молодцы, очень хорошие рассказы составили. Пришло время нам размяться.

Физкультминутка

Здравствуй, радуга – дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга – дуга!

Принимай нас в гости!

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком,

Через радугу – дугу

Перепрыгнем на бегу

И опять бегом – бегом

Пробежимся босиком.

Воспитатель: По нашей радуге – дуге мы добежали до полянки. Давайте присядем, отдохнем, поиграем, расскажем потешки, прибаутки, частушки, загадки об элементах русского народного костюма.

(Воспитатель показывает картинку, дети отвечают

ЛАПТИ

Кошка ходит по краю – Ай не плачь, не плачь, не плачь,

Она лыко дерет, Я куплю тебе калач.

Коту лапотки плетет. Если будешь плакать,-

А коту-то недосуг – Куплю худой лапоть.

Надо кашу варить,

Надо кашу варить,

Да надо сынушку женить.

Мишка лапти надевал.

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй

Правый лапоть мой с дырой.

КАФТАН

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

САПОГИ

Зайчик, ты зайчик, коротеньки ножки, сафьяновы сапожки.

ШАПКА

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу, соскочу, привечу.

ЮБКА

У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках, курочка в сережках,

Селезень в кафтане, утка в сарафане,

А коровка в юбке, в теплом полушубке.

САРАФАН

Мне сказали на базаре: У меня на сарафане косолапы петухи.

Рыба ходит в сарафане. Я сама не косолапа - косолапы женихи.

Полно хвастать, полно врать:

Как она будет шагать?

(В гости пришла кукла в народном костюме)

Воспитатель: А сейчас наша гостья просит вас пройти за столы. Посмотрите, как украшен костюм нашей куклы. Это не просто крестики, кружочки, ромбики и волнистые линии. В старину они многое обозначали. А знаете ли вы, что они обозначают?

- извилистая линия – символ воды;

- круг – солнышко;

- квадрат и ромб – земля;

- крест – бережет людей от злых сил.

Воспитатель: Да, ребята, одежда должна не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Вышивка служила оберегом. Узор – это заклинание в виде знаков. А какие части народного костюма исполняли роль оберега? (сарафан, рубаха, передник, подвески)

- Раньше девушки сами украшали свои костюмы. А как сегодня называют людей, которые придумывают новые модели? (модельеры, дизайнеры)

Цвет, узор, силуэт русских сарафанов, понев, рубах до сих пор вдохновляют современных художников – модельеров. Я принесла шаблоны сарафанов и предлагаю вам сегодня ненадолго стать дизайнерами. Каждый из вас должен подумать, как вы украсите сарафан обережными знаками, смоделировать узор и выполнить аппликацию из пластилина. Но есть одно условие: это должен быть сарафан воронежской области.

(Дети выполняют работу, а по окончании рассказывают, какие обережные знаки использовали)

Воспитатель: Русские красавицы вдохновляли на творчество не только художников, но и поэтов.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

Пройдет, словно солнцем осветит,

Посмотрит,- рублем одарит.

Красавица миру на диво

Румяна, стройна, высока

Во всякой одежде красива,

Во всякой одежде ловка. (Н. Некрасов)

Воспитатель: В стародавние времена любую работу заканчивали играми, плясками, да песнями. Мы с вами славно поработали, а теперь будем водить хоровод, а наша солистка споет русскую народную песню.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по краеведению «Природно-климатическая зона — тайга» для детей 5–6 лет Цель :Формирование первичных представлений о тайге, как о природной экосистеме. Задачи: Образовательные : Формировать у детей дошкольного.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки Крымской природы»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки Крымской природы» Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект занятия «Украсим матрёшке сарафан» Цель: Знакомство с историей создания русской матрёшки. Задачи: - Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки. - Закрепить.

Конспект занятия по краеведению «Мы — крымчане» Конспект занятия по краеведению 31.10.2018 Тема. «Мы - крымчане» Программное содержание. Продолжать знакомить с картой Крыма, с историей.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Украсим Лисичке сарафан»Конспект занятия по лепке в средней группе «Украсим Лисичке сарафан» Конспект занятия по лепке в средней группе «Украсим Лисичке сарафан». Составила и провела воспитатель Матвеева Т. В. Цель: Приобщение детей.

Конспект занятия «Поможем матрёшке, починим сарафан. Форма и цвет» Занятие «Поможем матрёшке, починим сарафан» Цель: закрепить представление о форме предметов, умение определять и называть цвет предметов.

Конспект открытого интегрированного занятия по краеведению «Путешествие по Ленинску-Кузнецкому» в старшей группе Открытое интегрированное занятие по краеведению «Путешествие по Ленинску-Кузнецкому» в старшей группе Автор конспекта НОД Баранцева Ольга.

Конспект занятия по рисованию «Русский сарафан» для старших дошкольников Конспект занятия по рисованию. Старший дошкольный возраст. Тема: «Русский сарафан» Цель: Формировать интерес к русскому прикладному.

Конспект занятия «Сарафан для матрёшки» НОД Тема: «Сарафан для матрёшки»Возраст старший Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,.

Технологическая карта занятия «Распишем сарафан для Весны» Технологическая карта занятия Педагог Солдаткина Светлана Александровна Название программы «Волшебная кисточка» Тема занятия «Распишем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русский сарафан». Конспект интегрированного занятия по краеведению
Опубликовано: 16 июня 2019 в 12:01
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русский сарафан». Конспект интегрированного занятия по краеведению» (включая файлы) размещена пользователем надюшка галкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД