Людмила Конева
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский платок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка.
2. Развивать познавательный интерес к истории и культуре русского народа.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу.
Материал:
платки, картинки с изображением платков, цветные страницы, обложка для книги, диск, клей, кисти.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают около воспитателя.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русский платок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Воспитатель: Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель из другого детского сада Нина Ивановна. Она хочет рассказать детям своей группы о платке. Ведь платок- это обязательный элемент русского национального костюма. Но к сожалению, об этом очень мало информации. Нина Ивановна вспомнила о вас, ребята. Она видела вас, когда вы ходили в библиотеку, ездили в музей. И она надеется, что вы сможете ей помочь.
-Ребята, как можно помочь воспитателю, обратившемуся к вам за помощью? (Ответы детей)
-А я предлагаю записать для них диск с вашими рассказами. Но для этого нужно и самим очень много знать.
И сейчас я хочу послушать, а что вы сами знаете о платке? (Ответы детей).
-Как вы думаете, достаточно этой информации? (Нет)
-Тогда я приглашаю вас в гости к мудрой тетушке Сове на экскурсию.
Просмотр презентации об истории русского платка.
• Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок является неотъемлемой частью женского русского костюма.
• Давно, в глубокой древности женщины покрывали свою голову куском ткани – платом или платком.
• Его носили поверх головного убора сначала, а потом уже повязывали прямо на волосы.
• характерны два вида платков– девичий и женский. Девичьи платки оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А замужние женщины полностью покрывали голову платком.
• В давние времена крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках, украшали их вышивкой и ленточками.
• Самые дорогие – из шёлковой ткани. Это были легкие, блестящие, нежные платки. Их носили богатые женщины. Их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана.
• В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок.
• Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали.
• Уже позже были созданы заводы и фабрики для изготовления платков.
• Особой славой пользовались платки, которые делали в Павловском Посаде. Павловопосадские платки очень нарядные. В чем красота Павловских платков? Да, на этих платках очень красивые узоры. Раскинув перед собой платок, вы увидите дивные садовые цветы, чаще всего яркие розы, утопающие в зеленых листьях. Цвет фона у платка может быть бардовым, синим, зеленым, золотистым и т. д. Накинет на плечи женщина такой платок, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица!
• Не менее знатными считаются в России и Оренбургские пуховые платки. Это настоящее чудо. Он связан из козьего пуха. Такой платок согреет в любой мороз. Особым изяществом и красотой отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Паутинка шикарнее и красивее, чем платок. И тем не менее она очень теплая. Оренбургский пуховый платок - это изящество, элегантность, изысканность и красота.
• Платок на Руси был самым желанным подарком. Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость.
Воспитатель: Дети, а вы знаете что на Руси платок использовали не только как головной убор, но и с платками водили хороводы и играли в разные игры. И вот в одну такую русскую народную игру мы сейчас с вами поиграем. А называется она «Платочек».
Играющие образуют круг, передают платок по кругу, произносят слова игры:
«Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!»
У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Воспитатель: Дети, вам понравилась игра? А экскурсия? О каких же платках вам рассказала тетушка Сова? А какой платок самый теплый? А какой самый легкий, самый нежный? А какой с яркими красивыми цветами?
-Ой, дети, посмотрите что-то случилось. Кто-то разбросал все платки.
Дети, поможем тетушке Сове навести порядок? (Да).
Дидактическая игра «Сложи платки».
-Давайте сюда сложим Павлопасадские платки, сюда шелковые платки, а сюда Оренбургские пуховые платки. Помните, что вам Сова о них рассказывала? Возьмите себе по платку, рассмотрите его внимательно и определите какой же это платок и куда его нужно положить.
-Ой, дети, посмотрите, а что случилось с этими платками?
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
-Давайте к каждому платку подберем заплатку. Возьмите себе по заплатке, и определите к какому платку она подходит?
Воспитатель: Дети, а вы помните, кому мы с вами хотели помочь (Ответы детей).
Тогда я вам прелагаю отправиться в студию звукозаписи. Вы там были? Там вы расскажете свои рассказы, а я запишу их на диск. И тогда мы сможем этот диск отправить ребятам из другого детского сада.
Игра-описание «Расскажи о платке»
(дети выбирают любой платок и рассказывают о нём)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, диск-то с вашими рассказами мы записали, но ведь воспитатель не видит о каких платках вы рассказывали. Что же еще мы можем сделать? (Сделать книгу с картинками).
-Правильно. И поэтому я вас приглашаю в творческую мастерскую. Выберите для себя страницу любого цвета и любую понравившуюся картинку. Картинку нужно вырезать и приклеить в центр страницы. А страницу потом вставим в книгу.
Дети садятся за столы, начинают творческую работу над созданием своей страницы для книги, в это время звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Давайте посмотрим какая книга у нас получилась.
Ну вот. Книгу с картинками мы сделали, диск записали, и теперь упакуем все в посылку и отправим по почте детям в другой детский сад.
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?
-Что вы узнали сегодня нового?
-А что вы полезного сегодня сделали?
-Молодцы. Вы мне сегодня очень понравились. Вы добрые и отзывчивые. Помогли детям из другого детского сада. Сейчас запечатаем посылку и отправим.