МААМ-картинки

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» (6 фото)

Галина Шоль
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

-познакомить с русским национальным головным убором;

- учить украшать кокошник аппликативным способом;

-продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке;

Публикация «Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе „Русский народный костюм, Женский головной убор“» размещена в разделах

- формировать умения ритмично располагать узор на основе, красиво сочетать цвета бумаги, вырезать из бумаги детали разных форм и аккуратно наклеивать их;

- закреплять навыки работы с цветной бумагой, ножницами;

- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;

- вызвать интерес к русскому костюму и головному убору;

- воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому России, народной культуре и традициям.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- сформировать представления о русском народном костюме

- закрепление знаний детей о видах русской национальной одежде.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- способствовать развитию речи, умению рассуждать.

- активизировать словарь.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- стимулировать умение вести диалог, учитывая мнение партнера.

- воспитывать чувство гордости за свою страну.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»

-закреплять умение выполнять работу в технике аппликация.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- способствовать правильному формированию опорно– двигательной системы организма, развить равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику;

- способствовать правильному выполнению основных движений

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рассматривание картинок на тему «русский народный костюм», просмотр презентаций на тему «русский народный костюм», выполнение русского народного костюма в технике рисование.

Оборудование: вырезанные из картона различные по форме контуры кокошников, вырезанные предварительно детьми детали из цветной бумаги разные по форме и размеру (для украшения кокошника) ,салфетки, клей –карандаш.

Зал декорирован в стиле русской избы: печь, ухват, горшки, коврики, лавки, сундук (сюрпризный момент). На столе, на рушнике лежит каравай.

Ход занятия:

Дети под русскую народную музыку дети с воспитателем входят в зал.

В зале их встречает Хозяйка (воспитатель).

Здравствуйте гости дорогие, желанные. Очень рада, что вы зашли в мою избу. Проходите в горницу, устраивайтесь поудобнее. У нас сегодня гостей со всех волостей, давайте поздороваемся с ними.

Я люблю гостей встречать по старинному обычаю, хлебом –солью угощать.

Так уж повелось в нашей стране.

Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Правильно, а как раньше называлась, знаете?

Предполагаемые ответы детей (Русь)

Поэтому и народ назывался русичи, а теперь –русские.

Россия очень гостеприимная страна, и поэтому живут в ней разные народы. Каждый народ имеет свои отличительные традиции. И у русского народа есть традиции, обычаи и русский национальный костюм.

Относились к одежде бережно, а некоторые детали одежды, передавались от отца - к сыну, от матери -к дочери.

Вот вы, ребята, сегодня очень красивые, нарядные и аккуратные.

Ваша одежда современная, удобная для нашего времени.

Раньше одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по -другому.

Присаживайтесь, и вспомним, что же носили наши предки.

Подходит к сундуку.

В моем сундуке лежат загадки, коль отгадаете, появится отгадка. Только слушайте внимательно.

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Давайте покажем,надевают рубаху (дети «надевают» рубаху)

Правильно. Рубаха была основой русского народного костюма.

Посмотрите на ворот мужской рубахи, что в нем необычного.

Ответы детей (застежка сбоку)

А как называлась такая рубаха?

Ответы детей (косоворотка)

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Как не догадаться вам! Что же …(сарафан)

Я скажу вам без обмана

Краше нету (Сарафана)

Девочки, «оденем» сарафаны.

Да, сарафан носят и сейчас, только выглядит он иначе. Но название это

одежды осталось прежним.

По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл (Порты)

Кто носил порты (мужчины, мальчики)

Тогда мальчики и оденут порты. (мальчики «надевают»порты)

Молодцы, сложную загадку отгадали, именно оттуда пошло название профессии людей, которые шьют одежду. Вы догадались?

Ответ детей….(портной).

Тепла не даёт,

А без него холодно. (Пояс)

Мальчики «завязывают» пояс.

Пояс был обязательной частью костюма, оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Мужчина дарил свой пояс сыну, чтоб он его оберегал.

А что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать (фуражку)

Мальчики, «наденем» фуражку.

Ребята, давайте помотрим на мужкой и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде?

Ответ детей… (рубашка)

А чем отличалась женская рубашка от мужской?

Ответ детей (у мужчин короткая, а у женщин длинная).

Верно. Посмотрите, все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем?

Ответы детей (служила оберегом)

Каждый элемент вышивки имел определенный смысл

Что означает (рисунок)-волнистая и прямая линии (вода)

(рисунки с символами-поля, деревьев, благополучия)

Что же еще лежит в сундуке?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Раньше в них ходили люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Веревками их привязали(Лапти)

Правильно, на Руси носили лапти, и повязывали их специальными веревками, оборами.

Мы тоже «оденем» на ноги лапти и завяжем их оборами-веревками.

А из чего плели лапти, знаете?

Ответы детей (из коры липы и березы)

Молодцы. Я рада, что вы так много знаете о русском народном костюме.

А вот теперь главная загадка, и об этом предмете я вам расскажу много интересного.

Итак:

Драгоценный убор головной

Украшен жемчугом и нитью золотой

Так испокон повелось на Руси

Носили женщины, он небывалой красы (Кокошник)

Но на Руси женщины носили не только кокошник, и сегодня я вам расскажу о женских головных уборах и о там как их носили.

Но сначала -отдохнем, ноги, руки разомнем.

А для разминки есть игра

«Ой ребята та-ра-ра»…

Ой, ребята, та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах;

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Ну вот хорошо, подвигались, и старую игру вспомнили.

Давайте присядем и посмотрим, какой же головной убор носили женщины на Руси.

Ведь головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.

Слайды

1. Заставка

2. Вот такие головные уборы носили женщины на Руси раньше

3.Но головной убор девушки отличался от убора замужней женщины.

Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса., ленту-повязку и венец--- носили молодые незамужние девушки.

4,5 - просмотр с комментарием

6,7-А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?-как вы думаете, что это слово обозначало?--- (петух, курица)

Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери.

8.А вот закрытый кокошник, кичку, и сороку--- носили женщины.

9.И если девушка носила одну косу, то когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор.

10.Потому что в те далекие времена женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

11. вот так выглядели кокошники тех времен.

12.Кокошник –является символом русского народного костюма.

А теперь приглашаю пройти в нашу творческую мастерскую.

Но перед началом работы, чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Хорошо потрем ладошки, чтоб почувствовать тепло. Закроем ладошками глаза, аккуратно, не нажимаем. А теперь открываем «воротики» (ладошки, смотрим вперед, закрываем (повторить 3 раза)

Я предлагаю вам стать мастерами, объединившись в подгруппы

У меня есть заготовки кокошников разной формы и украшения для них (детали для украшения, вырезнаны детьми заранее). Сегодня каждый из вас украсит кокошник. Давайте рассмотрим кокошник (образец).

С чего мы начнем работу?

Выложим узор на кокошнике. Обратите внимание -узор на кокошнике симметричный. А рисунок можно сделать объемным.

Клеить нужно аккуратно. А после работы обязательно вытрем руки салфетками.

Практическая работа.

Индивидуальная помощь.

После окончания работы, дети показывают свои работы друг другу.

Все молодцы, работали замечательно!

Хозяйка (воспитатель): Вот и подошло к концу наша встреча. Вы хорошо потрудились и изготовили необыкновенно красивые головные уборы.

Как называется этот головной убор?

Ответы детей()

А от какого слова он происходит и что означает?

Ответы детей.

Молодцы, ребята! Что нового вы узнали, и что вам больше всего запомнилось?

Песня для гостей «К нам гости пришли».

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»
Фото «Русский народный костюм. Женский головной убор»
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе - фото
Фото №1 Цель продолжать приобщать детей к истокам русской Фото №2 Народная культура фольклор народной культуры Фото №3 Задачи познакомить с русским национальным

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в Страну математики»Интегрированное открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в Страну математики» ФЭМП Тема: «Путешествие в страну математики» Цель: развитие математических способностей воспитанников. Задачи: 1. Закрепить счет в пределах.

Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм»Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Открытое интегрированное занятие по духовно-нравственному направлению «Красота Божьего мира» в подготовительной группе Цель занятия: пробудить интерес детей к окружающему миру, как дару Божьему человеку. Задачи: • Ввести детей в православное понимание мира.

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Загадки — отгадки!» (русский народный фольклор) Цель: познакомить с мудростью русского народа - загадками; показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских.

Конспект занятия по рисованию «Русский костюм» в подготовительной группе Цели: познакомить с народной одеждой, символикой вышивки, расширить знания о русской народной культуре; воспитывать у детей интерес к историческому.

Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм» Конспект занятия. Тема: Русский народный женский костюм. Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой. Оборудование: русская.

Логическая развивающая игра «Подбери головной убор» в сопровождении презентацииЛогическая развивающая игра «Подбери головной убор» в сопровождении презентации Всем педагогам известно значение развивающих логических игр в образовании дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию, коллеги, очередную.

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «На поиски радуги» Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи:.

Открытое интегрированное занятие «В гостях у сказки» в подготовительной логопедической группе Конспект открытого занятия «В гостях у сказки» в подготовительной логопедическ Подготовили и провели: Учитель-логопед – Денисова Е. Г.

Проект (краткосрочный) младшая группа «Русский народный костюм» Актуальность. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 19:15
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шоль (УИ 309732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД