наталия кузнецова
Конспект занятия «Тайны чувашских узоров» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности: декоративно-орнаментальная (рисование, аппликация).
Виды детской деятельности: восприятие словесного искусства, коммуникативная, декоративно-орнаментальная.
Форма проведения: игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия „Тайны чувашских узоров“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Цель: Развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству, создание условия для формирования представления о чувашском узоре.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой.
2. Расширить представления детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
3. Развивать познавательные умения, выделять общие и существенные значения чувашских узоров.
Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность.
2. Развивать интерес к процессу вышивания, творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров, прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Словарная работа: кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет, хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек.
Методы и приемы:
1. Рассматривание изделий чувашского орнаментального искусства.
2. Беседа по содержанию экспонатов.
3. Хороводная игра «Цвет черемухи».
4. Метод словесного описания.
5. Художественное слово.
6. Практическая деятельность ( выполнение детьми декоративно-орнаментальной деятельности: рисование или аппликация).
Материалы: чувашская одежда, магнитофон с записью «Цвет черемухи», аудиозапись стихотворения Татьяны Шмелёвой "Чувашская вышивка", готовые силуэты одежды, чувашские узоры, проектор, экран, презентация «Чувашская национальная одежда», акварель, кисти, цветная бумага, тонированная бумага, ножницы, клей.
Предшествующая работа:
Рассматривание чувашской национальной одежды в Чувашском национальном музее.
Экскурсия с родителями и воспитанниками группы на третий фестиваль национальных костюмов «Чувашия многоликая» в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля.
Ежегодное участие дошкольников в неделе Чувашской культуры с приглашением гостей: ансамбля «Юрай чечеке» под руководством заслуженного работника культуры РФ и ЧР, профессора Козловой Зинаиды Алексеевны.
Участие воспитанников в Межрегиональном конкурсе «О тебе Чувашия моя!»
Чтение чувашских легенд о девочке Масмак, о Улыпе, о трех солнцах и др.
Дидактические игры: «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор».
Рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак», «Кпе», «Арин кпи», «Масмак», «Три солнца на сурпане».
Беседы о ценностях чувашской культуры, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре, чтение произведений И. Я. Яковлева о трудолюбии, дружбе, добре.
Театрализованная деятельность: показ сказки «Йавача», «Ухмах Иван», «Сармантей».
Знакомство с творчеством К. Иванова, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
(Дети входят в зал, стилизованный под музей, украшенный чувашской одеждой и головными уборами (звучит чувашская народная мелодия).
Воспитатель: В старину люди после тяжелого трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, вышивали. С песнею и работа спорилась.
Вот и сегодня, ребята, мы все вместе отправимся в необычное путешествие, путешествие в прошлое, где буквально все чувашские женщины занимались вышивкой.
Мы с вами побывали во многих местах, в Чувашском национальном музее, на фестивале национальных костюмов «Чувашия многоликая» в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля, участвовали в неделе Чувашской культуры в нашем детском саду, наши девочки в конкурсе «О тебе Чувашия моя» прославляли красоту чувашской вышивки.
Воспитатель: Ребята, а что такое вышивка?
Дети: вышивка – это достояние и гордость чувашского народа.
Воспитатель: Для нашего путешествия Миша подготовил стихотворение чувашского поэта Петра Хусанкая.
Миша: «За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?»
Воспитатель: И вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Год рождения чувашской вышивки до сих пор не известен. Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды, головных уборов, скатертей и салфеток, преимущественно конца 17-начало 20 веков. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи девушек, женщин. В старину девушек, которые не умели вышивать, не брали замуж, так как узоры служили оберегом и защищали от злых духов. Посмотрите на рукава моего платья, эти узоры сохраняли силу и мастерство рук. А узоры на вырезе защищали легкие и сердце. Женщины вышивали не только для себя, они вышивали для своих детей и мужей, защищая их от злых сил. Вышитая вещь оберегала дом и даже пищу от бед.
( Работа по карточкам: ребятам предлагается выбрать из множества узоров, те, которые используются в чувашской вышивке).
Воспитатель: В чем же заключается сложность и загадка чувашской вышивки? Нам об этом рассказывала заслуженный работник Чувашской культуры, народный мастер России Евгения Жачева, которые приходила к нам в гости и показала свои работы.
(Показ слайда с портретом вышивальщицы и ее работ.)
Воспитатель: Какие предметы необходимы для вышивания?
Дети: Для вышивания используется холст, нитки и иголка.
Воспитатель: В какой раме располагаются узоры?
Дети: Узоры вышиваются на прямоугольной или квадратной раме.
Воспитатель: На какой стороне холста расположены швы в чувашской вышивке?
Дети: Шов может быть расположен на левой и на правой стороне холста.
Воспитатель: Чувашская вышивка с древних времен являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, который состоял из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цвета. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал мудрость и чистоту. Как вы думаете, ребята, что же обозначал красный цвет?
Дети: любовь и жизнь.
Воспитатель: да, различные оттенки красного, от бордового до розового, отображали чувства, в том числе любовь и отвагу.
А что же символизировал черный цвет?
Дети: земледелие, подземный мир.
Воспитатель: Действительно, черный цвет заключал в себе двойное значение. Он мог символизировать земледелие или связь жизни с подземным миром.
Как вы думаете, использовались ли в чувашских узорах желтые и зеленые нити?
Дети: Да, использовались. Они были связаны с солнечным светом и растительными мотивами.
Воспитатель: А что обозначал синий цвет?
Дети: Синий цвет показывал сияние, радугу и небосвод.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вашему вниманию представлено много чувашских платьев, предметов одежды, на которых чувашские мастерицы красивыми узорами и цветами передали то, что их окружало, изображало красоту трех миров: небесного, земного и подземного.
(дети вместе с воспитателем рассматривают чувашскую одежду, представленную в стилизованном музее. В ходе рассматривания воспитатель акцентирует внимание детей на обогащение словарного запаса детей чувашскими словами : кепе, тухъя, писиххи, пушмак, сапун, тутар,тевет, хушпу, хуре, ата, сурпан, енчек).
(Закрепление слов по презентации "Чувашская народная одежда")
Воспитатель: Узоры чувашского орнамента рассказывают о статусе человека, могут даже поведать нам о его родовой принадлежности. Символика различалась в зависимости от пола, от возраста и несла в себе защитные свойства. Даже каждый стежок и знак имел определенное место и собственное значение в вышивке. Посмотрите на эту рубашку, здесь прямая линия символизирует жизненный путь, треугольник – жилище, спираль – мысли. А вот особые знаки, которые показывают нам понятие «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
А вот посмотрите на этот специальный декоративный шов и рисунок, они предназначены для защиты от злых духов.
Ромбы, круги и розетки утратили свое первоначальное назначение и в наше время используются только для украшения.
Воспитатель: Техника вышивания постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавалась от поколения к поколению.
Воспитатель: Чувашские мастерицы даже во время вышивания пели песни, водили хороводы. Давайте и мы заведем хоровод.
«Мы по улице гуляли,
Хороводы собирали,
Где веселый народ
Тут наш будет хоровод!»
(хоровод под чувашскую народную песню «Цвет черемухи»
- «Семерт сески суралсан»).
Воспитатель: Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов использовались серебряные и золотые нити. В национальном костюме украшения для пояса – масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей. А воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времен и сохранил большую часть символических узоров. Свадебные рубашки, пояса, покрывала невесты выполнялись на белом холсте и вышивались чаще всего красными или бордовыми нитями.
Игра «О чем рассказывает красивая вещь с узорами?»
( предложить детям выбрать понравившееся изделие и рассказать о нем: как называется, кто носил, как носили и для чего, что красивая вещь с узорами рассказывает о себе).
Практическая часть.
Воспитатель: В память о сегодняшнем дне давайте мы все вместе украсим чувашскими узорами наши платья.
(раздаю силуэты платьев).
Создайте узоры, которые вы посчитаете нужными, чтобы пополнить наш музей чувашской народной одеждой.
(Предлагается выбор материала для декоративно-орнаментального вида деятельности - рисования или аппликации, дети по своему желанию выполняют работу: разрисовывают платья чувашскими узорами или выполняют аппликативную работу по вырезанию и приклеиванию узоров на силуэт платья. Детям предлагается рассказать о выполненных работах).
Воспитатель: Что значат твои узоры, что они символизируют…
Воспитатель: Каждый из нас теперь знает много о чувашском национальном костюме, национальном чувашском орнаменте.
Чувашскую вышивку узнают во всем мире. В каждом доме чувашей бережно хранится одежда с элементами национального орнамента. Ее с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами.
О вышивке, как национальной гордости чувашского народа, хочется выразить словами Татьяны Шмелевой «Чувашская вышивка». (Включается аудиозапись) :
Вышивает женщина узоры
По старинным образцам из книги.
Оживают под иглой просторы -
Всех национальных красок блики.
Вышивки чувашской красотою
Восхищается страна не зря.
А с какой любовью, теплотою
Свет и радость нам несет она!
Искусство вышивки передают
Из поколения в поколение.
И дочери от матерей берут
И опыт рук и красоту творения.
Рубашку с вышивкой носил Батыр,
Нарспи гуляла в фартуке таком.
Изнашивались вещи вплоть до дыр,
А вышивальщицы сидели за станком.
История идет, идет в вперед,
Культура тоже не стоит на месте.
А швея до сих пор все шьет.
Собрать бы все рубашки эти вместе!
Чтоб сделать выставку работ,
Объездить нужно город и село,
Поставить всех в чувашский хоровод,
И ты увидишь платье не одно.