Анна Плахотина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей с водой в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия : Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе
Ребенок – это природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной науки Лев Семёнович Выготский. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро проектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей с водой в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Она дает выбор для совместного и самостоятельно решения задач в зоне исследовательской деятельности. Каждый ребенок имеет возможность выбрать для себя материал, инструменты всегда высказать свое предположение о результате, предположить идеи в достижении своей цели. Также выполнить самому опыт и сравнить результаты с выей работы с результатом других детей.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности.
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Конспект занятия : Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе.
Разноцветные платочки.
Цель: Создать условия для свободного выбора и развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Образовательные задачи:
Закрепить знания о свойствах воды.
осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).
Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Научить делать безопасные опыты.
Подготовительная работа :
Чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки, наблюдение на прогулке. Беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой.
Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, мука, масло растительное, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, магнитная доска, платочки, карточки – схемы, картинки.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку:
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит, И умоет, и причешет, В щечку поцелует – чмок? Вот она всегда какая-
Моя …. /мамочка родная/
Ответы детей
- Ребята, приближается праздник наших мам, к которому мы с вами тщательно готовимся (учим стихи и песни, разучиваем танцы).
Проблема: в преддверии праздника для украшения танца нам с вами понадобятся радужные платки.
К сожалению, у нас их нет, но есть белые платочки.
Скажите, пожалуйста, как бы мы с вами могли решить эту проблему.
Ответы детей : покрасить платочки.
Воспитатель- А так как это эксперимент - я хочу предложить вам поучаствовать в этом опыте. Это удивительно интересно и вместе с тем полезно, и как известно очень приятно похвастаться продуктом, сделанным своими руками.
Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами пойдем в лабораторию, а вы знаете, кто работает в лаборатории?
Ответы детей :
Воспитатель: правильно, ученые. Они проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.
Перед тем, как начать работу, каждый ученый должен знать правила безопасности.
Необходимо надеть защитную одежду.
Нельзя пробовать вещества на вкус без разрешения (есть опасность отравиться)
Нюхать их нужно очень осторожно (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути)
Аккуратно пользоваться материалами и приборами в лаборатории. 5 Внимательно слушать инструкцию.
Давайте пройдем в нашу лабораторию
Воспитатель: мне сегодня нужны два помощника, они будут мне помогать. Вы уже знакомились с некоторыми свойствами воды. И сейчас мы их по схеме повторим. (схема свойств воды).
Помощник Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь.
Куда можно налить воду? (ответы детей) Опыт 1. Какой формы вода?
Материалы: Кубик, шарик, кувшин с водой, пробирки, баночки для воды, колбочки.
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Вода – растворитель.
Материалы: Соломки, сахар, соль, мука, масло подсолнечное.
Воспитатель: Вот интересно, есть ли вкус у простой воды?
Попробуйте через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
(Дети выполняют задание. Ответы детей)
Воспитатель: затем предложить детям на выбор размешать в воде сахар или соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.
Вода стала сладкая, соленая.
Воспитатель: Правильно у чистой воды нет вкуса.
Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Какая она на вкус (вода, как вода, без вкуса и запаха). понюхайте, чем пахнет? Ничём?
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. дети выполняют это задание.
Воспитатель: А теперь добавите в стакан муку или масло.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 3. Окраска платочков.
Материалы: Пластмассовые стаканы по 2шт. каждому, краска гуашь разных цветов, платочки.
Воспитатель: Выберите два разных стакана с краской. Поставить стаканы друг к другу. Кладём, наш платочек так чтобы каждый уголок был в стакане с краской. Теперь самое интересное, наблюдаем, как краска окрашивает ткать в разные цвета.
Аккуратно вытаскиваем платочек, отжимая лишнюю воду в стакан.
Вывод: крашение – это окраска ткани в какой-либо один цвет путем её опускания в краситель. Так получают однотонные гладкокрашеные ткани.
Крашение производится путем прохождения полотна через раствор красителя. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Итак, Вам понравилось быть учеными?
ответы детей :
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Ответы детей?
Что вы узнали нового?
Наше занятия подошло к концу, вы все были внимательны, активны.
Спасибо вам!
Детям остаются их радужные платочки.