елена титова
Конспект занятия «Стоит изба из кирпича, то горяча, то холодна»
▼ Скачать + Заказать документы
Познакомить детей с бытом людей в прошлом, кухонной утварью, предметами и убранством избы; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения; обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях и их быте; побуждать детей использовать в речи дружелюбный, спокойный тон в общении со взрослыми и сверстниками; воспитывать у детей интерес к фольклорным текстам, желание их пересказывать; закреплять простейшие движения мордовского танца; расширять кругозор детей; воспитывать любовь к родному краю.
Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание, показ, слушание, индивидуальная и фронтальная речевая работа.
Публикация «Конспект занятия „Стоит изба из кирпича, то горяча, то холодна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Словарная работа: изба, печь, тепло, горячо, горшок, ухват, глиняный.
Материалы и оборудование: экспонаты мини-музея: печь, горшок, чугун маленький, чугун большой, ухват, кочерга; маски на всех детей, игрушка кот.
Предварительная работа: посещение мини-музея, беседа «Чудо-печка», рассматривание кухонной утвари, слушание мордовской национальной музыки, заучивание простейших элементов мордовского танца.
Ход занятия.
Воспитатель встречает гостей в национальном костюме.
Воспитатель. Шумбратадо ялга! Здравствуйте гости дорогие! Проходите, ребятушки милые в мою горницу. Я вас очень ждала. Для вас принарядилась. Это мордовский наряд, посмотрите какой он красивый. Наши бабушки так наряжались и гостей встречали. Со мной в избе живут бабушка Акулина и дед Матвей. Но они старенькие. Дедушка устал, дрова колол, и присел отдохнуть, а бабушка делом занята, пряжу прядет, вам носки и варежки свяжет. Не будем им мешать.
Воспитатель. Проходите, присаживайтесь.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. На улице мороз, а у меня в избе тепло. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно печка! Она и избу обогреет, и нас с вами накормит. А чем топится?
Ответы детей.
Воспитатель. У меня печка-матушка. Летом она холодная стоит, а зимой избу согревает. Она всем дома правит: и накормит, и обогреет. Тут варятся вкусные щи, да рассыпчатая каша. Каша варится в горшке. Посмотрите, какой он красивый. Горшок глиняный. Маша, повтори.
Маша. Горшок глиняный.
Воспитатель. Алеша, что это?
Алеша. Горшок.
Воспитатель. Сережа, какой горшок?
Сережа. Глиняный.
Воспитатель. Настя, что в горшке варится?
Настя. Каша.
Воспитатель. А щи в чугунке (показывает). Чугунок красный, красивый. Егор, где щи варятся?
Егор. В чугунке.
Воспитатель. Артем, какой у меня чугунок?
Артем. Красный, красивый.
Воспитатель. У меня два чугунка: большой и маленький. Это какой чугунок?
Ответы детей.
Воспитатель. А чтобы не обжечься есть ухват, им я горшки их печки достаю. Повторите, что это?
Дети. Ухват.
Воспитатель. А чтобы дрова в печи не потухли и хорошо горели я кочергу возьму. Катя, что это?
Катя. Кочерга.
Воспитатель. Я гостей ждала, поджидала. Тесто для пирожков затеяла. Пирожки состряпала, на противень выложила, а теперь в печь поставлю.
Воспитатель берет поднос с сырыми пирожками и ставит в печь. В печи лежит еще один поднос с готовыми пирожками.
Воспитатель. А мы с вами будем в игры играть, да песни распевать. А поможет мне мой котик Васенька. Где он? Давайте его позовем. Кис-кис-кис.
Речевая работа с детьми на произношение звука (кь). Опрос фронтальный и индивидуальный.
Воспитатель. Настя, позови Васеньку.
Настя. Кис-кис-кис.
Воспитатель. Лиза, позови котика.
Лиза. Кис-кис-кис.
Воспитатель. Спрятался, где же он? Давайте под лавкой посмотрим.
Дети осматривают комнату: под лавкой, под столом, на кровати и т. д.
Дети. Нигде нет.
Воспитатель. Может он под стульчик залез?
Дети ищут под стульчиками.
Дети. Нет.
Воспитатель. А я, кажется, знаю, где он. Мой Васька проказник и лежебока, любит тепло и сладко поспать. Как вы думаете, где самое теплое место в избе?
Дети. На печке.
Воспитатель отодвигает занавеску, там лежит игрушечный кот.
Воспитатель. Полно, Васенька, хватит спать, помогай мне гостей привечать. Ленится наш лежебока. Ой, ой, ой. Пока ты, Васенька, спал в доме мышей развелось. А кто у нас лучше всех мышей ловит?
Дети. Кот Васька.
Воспитатель. Давайте с вами поиграем в игру «Мыши водят хоровод».
Дети надевают шапочки, встают в круг. Воспитатель берет на руки кота, гладит. Дети совместно с воспитателем проговаривают слова игры:
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька-кот, разобьет ваш хоровод.
«Васька» просыпается, «бежит» за детьми. Дети прячутся на стульчики. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель. Васенька мой очень хороший. Я про него очень хорошую потешку знаю. Вот послушайте:
Котя, Котенька-коток, Котя беленький лобок!
Серенькая спинка, мягкая шерстинка!
Хочешь, котик, молочка? Мяу!
А сметанки, творожка? Мяу!
Маслица топленого? Мяу!
Сала несоленого? Мяу!
Может, кто хочет рассказать сам эту потешку?
Дети по желанию рассказывают потешку. Воспитатель помогает.
Воспитатель. Посмотрите, какой у меня Васенька хороший. Давайте его погладим.
Воспитатель поочереди подходит к детям. Дает погладить кота.
Воспитатель. Скажите, какой он хороший, пушистый ласковый!
Словарная работа: ласковый, хороший, пушистый, мягкий, добрый, серый, мохнатый, игривый. Дети повторяют за воспитателем, четко проговаривая слова.
Воспитатель. Что-то с Васенькой случилось. Задремал он, свою песенку запел: мур-мур-мур. А вы эту песенку знаете? Давайте ее споем.
Дети. Мур – мур-мур.
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель. Как вкусно запахло. Пока мы с вами играли и потешки читали, наши пирожки подоспели.
Воспитатель достает из печи пирожки.
Воспитатель. Удались наши пирожки, румяные получились. Пока они остывают, давайте потанцуем.
Воспитатель с детьми исполняют мордовский танец.
Воспитатель. Я вас вкусными пирожками угощу, и с собой гостинцев соберу.
Воспитатель. Мур-мур-мяу. Что-то хочет сказать вам мой Васенька. Он говорит, пора и честь знать, но в гости приходите, мы вас ждать-поджидать будем. Новые песни петь, в новые игры играть и про старину узнавать. Скажите бабушке Акулине и деду Матвею до свидания! Гостинцы с собой возьмите, в группе будете есть и нас с Васенькой вспоминать и нахваливать. Низкий вам поклон. До скорых встречь. Васедемозонк уледа шумбрат!