Анжела Митюрёва
Конспект занятия «Лекарственные травы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия (старший дошкольный возраст
Цели:- расширить представления детей о природе родного края;
— познакомить с лекарственными растениями, их использование в лечебных целях;
— закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Публикация «Конспект занятия „Лекарственные травы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. И понял человек, что некоторые растения могут спасать от различных болезней. Некоторые люди стали изучать, сравнивать, сушить листья, цветки, корни растений и с их помощью лечить больных. Таких людей называли целителями и свои знания они передавали своим ученикам.. Растения эти называются лекарственными травами, и травы эти – самое первое лекарство на Земле!
Наш Краснодарский край богат деревьями и кустарниками, ягодами и грибам, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, могут лечить от разных болезней.
Отгадайте загадку про целебное растение.
Эту зелень ты не тронь,
Жжётся больно, как огонь.
(Крапива).
Воспитатель. Правильно ребята, это крапива. Крапива – первое витаминное растение, появляющееся весной. Её листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы делают салат, щи, настой крапивы применяют, чтобы остановить кровотечение.
— Молодцы. А какие лекарственные растения растут на нашей лекарственной грядке? (Подорожник, душица, пижма, девясил, тысячелистник, мелисса, ромашка).
-Сейчас мы отправимся на нашу станцию «Зелёная аптека», проверим: как поживают наши полезные травки, и поиграем в игру «Зелёная аптека».
Дети отправляются к грядке с лекарственными травами. Они получают карточки с растениями, которые растут на грядке, сравнивают их с оригиналом.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листики-
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник).
Воспитатель. Подорожник получил такое название, потому что растёт он у дороги или вдоль тропинки. Для лечебных целей собирают только листья подорожника. Его хорошо прикладывать к небольшим ранкам- он останавливает кровь и убивает микробов. А вот ещё одна загадка.
Стоят в поле сестрички.
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашка).
Воспитатель. Правильно ребята это ромашка. Вы все очень хорошо знаете этот цветок. Ромашку не зря называют «целительницей». Чай из лекарственной ромашки с мёдом даёт крепкий и спокойный сон. Отвар пьют при простуде, полощут горло. Ромашка входит в состав зубных паст, кремов, красок для волос. Вот какая полезная ромашка!
— А теперь – поиграем.
Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезных свойствах.
Ход игры:
Дети делятся на две команды.
У одной команды – картинки с изображением лекарственных растений : подорожник, пижма, ромашка, тысячелистник, душица, чабрец, мята.
У второй команды – картинки:
порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, блюдо с пряниками.
По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.
— Подорожник прикладывают к ранке.
— Отвар шалфея и ромашки полощут горло при ангине.
— Пижму добавляют в кондитерские изделия. Её не любят насекомые: мухи и комары, а из корня делают зелёную краску. Лечит кашель.
— Из мяты и чабреца. заваривают ароматный чай.
— А чем ещё лечат простуду?
(калина, малина, липа)
Вот обычная малина… но,
При простуде и ангине
Чай с малиновым вареньем-
Наилучшее леченье.
Чай из липового цвета
Помогает от простуды.
Пьют его, когда болеют.
Липу знают все по всюду.
Если слабость и сонливость
И побегать не ту сил,
Пей шиповника отвары,
В них — целебный витамин.
Подорожник — всем нам друг,
Лечит ранки ног и рук.
Г. Блинов.
— Молодцы, ребята. Вы знаете о лекарственных растениях, значит, при необходимости, можете прибегнуть к их помощи. А правила сбора лекарственных трав знаете?
-Нельзя рвать много растений.
-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.
-Нельзя рвать растения которые занесены в Красную книгу.
-Сушить в тени, а не на солнце.
-Нельзя собирать вблизи дорог.
-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки
Растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Ты пришел за помощью к природе
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей!