Анжела Митюрёва
Конспект занятия «Как человек использует огонь?» Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Как человек использует огонь?
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Присказка
Когда-то на земле не существовало ни городов, ни сел, не было даже землянок, и Человек жил не многим лучше зверя. Все окружающее было недружелюбно к Человеку. Негостеприимные леса старались не пропустить вглубь своего зеленого царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая поглотить его. Дожди и град секли Человека, скудно прикрытого шкурой зверя.
Публикация «Конспект занятия „Как человек использует огонь?“ Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Все было против Человека - даже ночь. Окутывая мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый непонятный враг был Огонь.
Это желтое чудо, возникая неизвестно откуда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной. Человек знал, что дождь проливается тотчас, как небо заволакивается темной пеленой туч. Он видел, что реки - дочери дождя - пополнялись после ливней. А вот Огонь.
Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.
Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:
- Я тебя больше не боюсь. Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!
- Остерегись! - предупредил Огонь. - Я никому не служил. Все боятся
меня. Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить в
пепел.
- Не хвались! - крикнул Огню Человек. - У меня есть друг, который живо утихомирит тебя.
- Кто? - спросил Огонь. - Кто это?
- Вода, - сказал Человек.
Всего одно лишь упоминание этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.
- Вот так-то лучше, - сказал Человек. - Иди ко мне. Ты будешь гореть
у меня с пользой.
Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принес ее в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.
Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето - зиму. И с каждым годом прирученный Огонь служил Человеку все лучше и усерднее.
Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжигал горшки.
А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо. У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры. Острые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги. Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в любую чащу, прорубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.
А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злейшего врага - Воду. Но это уже другая история.
Вывод: нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи-ной пожара.
Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмет султанчики, превратится в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.
Пластический этюд
Дети под музыку, используя султанчики (красного, оранжевого и желтого цветов, имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.
Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случилось с древними людьми.
Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,
Шутки с огнем — опасные шутки!
Возьмем, к примеру, пещерных людей.
У них было много пещерных детей.
Пещерные люди с охоты пришли
И вкусного мяса с собой принесли.
Сели погреться они у костра,
И сразу вокруг собралась детвора.
Уставшие взрослые спать прилегли,
А дети тихонько к огню подошли.
Вот факел в руках у детеныша старшего,
Не видят ребята в игрушке ужасного.
Пылающий факел несут они в лес,
Огонь затрещал и по веткам полез.
Пылают березки, пылают осинки!
Несчастные дети бегут по тропинке.
«Тушите, тушите, тушите быстрей!
— Кричат они взрослым. — Огонь у дверей!».
Но быстро огонь пожирает живое.
Взрослые вышли — от леса уголья.
Одно пепелище их взорам открылось,
Вот что из глупой игры получилось.
Е. Максименкова
Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница».)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!
Огонь — помощник или огонь — враг?
Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)
Нужно помнить всегда:
• Огонь требует бережного обращения.
• Баловство с огнем может привести к беде.
Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сегодня попробуем создать портреты огня. Огня — доброго и огня — злого.
- Давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем:
• Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
• Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
• Баловство с огнем может привести к беде.
• Огонь требует бережного обращения.
Так, а как человек использует огонь?
Готовит пищу (жарить, варить,кипятить чайник, шашлыки, греет жилище.
Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огонь можно отнести не только огонь, но и спичка, свечка, костер, лампа, фонарь, молния и конечно же солнце.
Он дает нам тепло, позволяет приготовить пищу (Любая поездка за город не обходиться без шашлыка, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды (обжиг, плавления – получения пластмассы. не одно производство не обходиться без огня….
Огонь сказал, что без него не произойдет круговорот воды в природе.
Вывод: солнце нагревает воду, вода испаряется и поднимается, наверху охлаждается и выпадает в виде осадков.
Опыт: тепло в человеке. Приложить руки к щекам и ощутить температуру, после растереть руки и снова приложить к щекам. Вывод: В человеке, в теле есть тепло.