Ирина Спиридонова
Конспект занятия в старшей группе «Могут ли растения дышать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о растениях; закреплять умение отличать природные объекты от искусственных; продолжать формировать знания о строении растений; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.
Задачи: создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность, выявляющую потребность растения в воздухе, дыхании.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Могут ли растения дышать?“» размещена в разделах
Обеспечить материалом для выявления прохождения процесса дыхания у растений. Создать условия для воспитания желания доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, пластилин, схемы-модели: «Признаки живого», «Строение растения», «Строение листа растения».
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, добрый день! Рада вас приветствовать в своей лаборатории. Лаборатория – это комната, где ученые проводят различные опыты и эксперименты. Прежде чем начать нашу экспериментальную деятельность, я хочу познакомить вас с правилами безопасного поведения в моей лаборатории (воспитатель перечисляет заранее подготовленные правила безопасности во время проведения опытов)».
Воспитатель: «Ребята, чтобы узнать, что же мы с вами сегодня будем исследовать, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем».
«Трудная загадка? Тогда закройте нос, рот и попробуйте подышать, не получается? Нет, нам нужен воздух. Итак, поговорим о воздухе. Что же это такое? Для чего он необходим? Кто дышит воздухом? (обращает внимание на растение, стоящее на демонстрационном столе) А растению нужен воздух?
Зачем? Правильно, растению, как и нам с вами, нужен воздух для дыхания, ведь растение – это живой организм. Посмотрите на эту схему (указывает на схему-модель «Признаки живого», давайте с вами разберемся, какими признаками обладают живые объекты природы. На следующей схеме мы с вами видим, из чего состоит растение (рассматривание схемы-модели «Строение растения»). Итак, растение – это живой организм, которому для жизни необходим воздух для дыхания.
Как же дышит растение? Как узнать, может ли растение дышать? Есть ли у него органы дыхания? Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести опыт».
Опыт №1 «Может ли растение дышать?»
Воспитатель спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что они дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат (воспитатель показывает слайд «Строение листа» с изображением устьиц – органов дыхания листа). Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Физкультминутка «Мыльные пузыри».
Мы надуем все пузырь (дети дуют на ладони, сложенные вместе)
Мыльный и воздушный, (разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе)
В небо быстро он взлетит (поднимают руки вверх)
И разгонит тучки (машут руками из стороны в сторону)
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать (бегут на месте)
Но пузырь летит так быстро (покружиться на месте)
И его нам не поймать (разводят руки в стороны).
Опыт №2 «Есть ли у растений органы дыхания?»
Воспитатель предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Воспитатель с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
Налить в прозрачную ёмкость воду, оставив её незаполненной на 2–3 см.
Вставить лист в ёмкость так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие ёмкости, как пробкой.
Здесь же проделать отверстие для трубочки и вставить её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить трубочку пластилином.
Далее необходимо
отсосать из ёмкости воздух. Из погружённого в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Воспитатель: «Ребята, на этом наше занятие окончено, надеюсь, вам очень понравилось, и вы узнали много нового и интересного, до свидания!»