Ахмад Марина
Конспект занятия «Составление 4-словных предложений с введением одного определения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: составление 4 -словных предложений с введением одного определения.
Цели: учить детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4- словные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету количества слов в предложении.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тому из детей, кто скажет, какой (какая) день, стол, ваза, салфетка, штора (подбор определений проводится к тем предметам, которые дети могут видеть).
Публикация «Конспект занятия „Составление 4-словных предложений с введением одного определения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
1. Логопед выставляет на доску картинку (девочка покупает вазу) и просит составить по ней предложение из трех слов. Рядом с картинкой на доску логопед ставит 3 прямоугольника, обозначающие количество слов. Когда несколько детей произносят предложение, соотнося каждое слово с его схематическим изображением (прямоугольником, логопед предлагает подумать и подобрать слова о том, какая ваза. Дети называют слова-признаки (хрустальная, блестящая, синяя, красивая, хрупкая, тяжелая и пр.). При подборе определений логопед помогает детям посредством жестов, слов-антонимов, других подсказывающих слов.
Логопед объясняет, что, если в короткое, простое предложение добавить одно слово о том, какой предмет, предложение сразу станет длиннее, интереснее, полнее. Он произносит предложение с одним (любым) определением и добавляет в схему (третьим по счету) красный прямоугольник, обозначающий слово-признак.
Например: Девочка покупает красивую вазу. Обращая внимание детей на схему, логопед предлагает добавить в то же трехсловное предложение свое слово-признак (каждый раз уточняется место определения — перед определяемым словом).
Опрашивается 6—8 детей. Примеры предложений : Девочка покупает хрустальную вазу. Девочка покупает прозрачную вазу. Девочка покупает высокую вазу и т. д.
2. Составление предложений с одним определением по схеме и индивидуальным картинкам. Логопед просит детей внимательно посмотреть на картинки, розданные им до начала занятия, и сначала составить по ним предложение из трех слов, а затем добавить одно слово-признак и тем увеличить количество слов до четырех.
Примеры 3-словных предложений : Девочка гладит щенка. Мальчик несет стул. Мама варит суп. Бабушка вышивает салфетку. Мама подшивает юбку. Девочка ест яблоко. Носильщик несет чемодан. Логопед контролирует подбор наиболее точного из возможных определений, а также правильность порядка слов и их количество.
3. Динамическая пауза. Логопед просит детей встать около своих стульчиков и показать столько пальцев на вытянутой правой руке, сколько слов они услышат в каждом предложении. Затем отчетливо, медленно произносит каждую фразу:
Наступила золотая осень.
Часто идет мелкий дождик. З
емля покрыта листьями.
Трава пожелтела.
Солнце светит редко.
Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц.
(Значение незнакомых слов уточняется.)
4. Игра «Исправьте Незнайкины ошибки». Логопед берет тетрадь и читает предложения, которые «составил и написал» давний знакомый детей Незнайка. Дети изменяют порядок слов в предложениях.
Испекла большой бабушка пирог.
Красивого дети попугая увидели.
Ежика котенок колючего испугался.
Варенье вишневое варила мама.
Змея воздушного
Петя запускал. И т. п.
5. Распространение предложений в рассказе. Логопед выставляет на доску сюжетную картину, на которой изображены дети, убирающие урожай в огороде, и объясняет, что надо составить по этой картине разные предложения из трех слов (показ схемы). Он просит детей помочь закончить каждое предложение :
Осенью поспел. (урожай). Сева срезает. (капусту). Катя копает. (картошку). Лена собирает. (морковку). Затем логопед вставляет в схему (третьим по счету) прямоугольник красного цвета и просит детей добавить в каждое предложение слово-признак. Выбирая самые точные признаки из названных детьми, логопед читает получившийся (более интересный и полный) рассказ.
6. Итог занятия, оценка деятельности детей.