Валентина Поваренкова
Конспект занятия в старшей группе «Снежная тайна»
▼ Скачать + Заказать документы
"Снежная тайна" старшая группа
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Программные задачи:
Познавательная:
- расширять представления детей о свойствах снега;
-учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
-учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Снежная тайна“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- развивать навыки опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега;
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
- развивать связную речь посредством составления описательного рассказа по карточкам-символам.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, научный доклад.
Формы работы: беседа, ситуативный разговор, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Технологии: развитие связной речи, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, ИКТ технологии, игровые технологии, технология развивающего обучения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, просмотр обучающего видео по теме, разучивание приветствия «Доброе утро», пальчиковой гимнастики «Снежинки», физминутки «Зима», опыты с водой.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, камера, магнитная доска, карточки-символы «Свойств снега», папка. Белые халаты и медицинские шапочки, пластиковый контейнер со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой) пластиковая ложка, два пластиковых блюдца, пластмассовые фишки двух цветов (красный, синий, прозрачный пластиковый стакан с водой, пустой прозрачный пластиковый стакан, кусок белой ткани, лупа, сухие салфетки по количеству детей.
Ход ООД:
(Дети стоят в кругу.
Проговаривают приветствие «Доброе утро!»)
Приветствие:
«Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Предлагаю пройти к своим стульям и сесть.
(Дети садятся.)
Воспитатель:
Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, предлагаю его прочитать, согласны?
Открывает письмо читает:
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города, вчера я встретил полярную сову, она сказала мне, что в тундре, откуда она прилетела, есть много снега, а я снега не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне пожалуйста, расскажите о снеге?»
Воспитатель:
Ребята, вот такая проблема у Незнайки, мы можем ему помочь?
Дети: «Да поможем»
Воспитатель:
Что мы можем сделать, чтобы помочь?
Можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки?
Дети: Отвечают: «Можем!»
Воспитатель:
Хорошо, прежде чем начать предлагаю проверить вашу внимательность, проходите ко мне и встаньте в круг. Сейчас мы поиграем.
Д/и «Узнай зимние слова»
Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое связанно с зимой хлопните в ладоши один раз, вот так, если слово не связанно с зимой нужно убрать руки за спину, начнем? (вьюга, грибы, снег, листопад, лыжи, коньки, пляж, метель, декабрь, снегопад, лед, жара, новый год)
Молодцы! Чтобы рассказать Незнайке о снеге, нам необходимо изучить снег, согласны?
Дети: «Да согласны»
(Проходят к столам для экспериментирования, надевают белые халаты и шапочки.)
Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Воспитатель:
Предлагаю пройти в нашу лабораторию, надеть халаты и шапочки ученых исследователей.
Дети, вы пришли в лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей). – А кто работает в лаборатории? (учёные, исследователи, лаборанты). - В каждой лаборатории есть правила работы. Как вы думаете, ребята, как нужно вести себя в лаборатории? (быть аккуратным, не торопиться во время опытов, быть очень внимательным).
Опыт 1. «Определение цвета и запаха снега»
Посмотрите, перед вами контейнер, в который мы положили снег, скажите, пожалуйста, какого он цвета.
Дети: «Белого»
А я думаю, серого.
Предлагаю проверить, возьмем полоски бумаги, поднесем к снегу и сравним. Кто из нас прав, почему?
Дети: «Потому что полоска бумаги и снег одинаковые по цвету!»
Прикрепляет к магнитной доске карточку белого цвета. Обратите внимание на доску, сюда мы будем помещать специальные карточки-символы, обозначающие свойства снега.
Как вы думаете, какой у снега запах? Чем пахнет снег? Предлагаю проверить, понюхаем снег.
Дети: (Нюхают снег.) «Ничем не пахнет»
Воспитатель:
Хорошо, вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа. Снег не имеет запаха.
Хорошо, а нас ждет следующий опыт, проходите к следующим столам и садитесь на стулья. Ребята, как вы думаете из чего, состоит снег?
Опыт 2 «Из чего состоит снег»
Воспитатель:
Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?
Дети: (Отвечают) «Появляется вода»
Воспитатель:
Верно, появилась вода. Вывешивает на магнитную доску карточку с нарисованной каплей воды.
Как вы считаете, почему появилась вода? Верно, из-за чего растаял снег?
Дети: (Отвечают) «Снег растаял» «Потому что руки теплые»
Воспитатель:
Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.
Вывешивает на доску карточку с изображением термометра.
Предлагаю вытереть руки салфеткой.
Молодцы. Вы хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть и согреть руки. Согласны, тогда проходите на ковер и встаньте в круг.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, Ритмичные удары пальцами правой
руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? В ладони вода,
На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй – разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладони мои горячи.
Воспитатель: Молодцы! Проходите за стол. Садитесь!
Опыт 3 «Определение прозрачности снега»
Ребята, а сейчас возьмите свои стаканчики и положите в один немного снега, а во второй нальем воды. Затем положите наши камушки в оба стакана. Теперь посмотрите на стаканчики, и сравните воду и снег. В каком стакане видно камушек?
Дети: (Отвечают) в стакане с водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Через воду можно увидеть предмет, значит вода прозрачная, сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег какой?
Дети: (Отвечают) «Снег не прозрачный»
Воспитатель: Верно. Молодцы! Вывешивает на доску карточку с изображением фишки под снегом.
Опыт 4 «Исследование талой воды»
Ребята, посмотрите снег в наших контейнерах начинает превращаться в воду, как вы думаете, почему это происходит?
Правильно, снег превратился в воду, потому что в группе тепло, как вы думаете чистая эта вода или нет? Предлагаю проверить.
Возьмите пустой стакан, накройте его тканью, и сделайте в ткани небольшое углубление, а теперь, придерживая оставшийся снег, перельем воду из контейнера в стакан через ткань, осторожно, чтобы не пролить воду.
Теперь рассмотрим ткань. Какой вывод можно сделать?
Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя.
Карточка с изображением перечеркнутого рта.
Воспитатель:
А что можно делать со снегом?
Снег очень замечательный, с ним можно играть, как?
Дети: (Предположения детей.)
Например: лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.
Карточка с изображением зимних забав.
Воспитатель:
Вы хорошо поработали, предлагаю отдохнуть, согласны?
Дети: «Да, согласны»
Воспитатель:
Тогда пройдем в центр группы.
Физминутка:
За окном у нас зима.
(Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Отлично, проходите на свои места.
Воспитатель:
Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по картинкам и записать его на камеру, а после отправить Незнайке по электронной почте. Согласны? Хорошо, я начну, а вы продолжите.
Рассказ о свойствах снега по картинкам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например, в снежки».
Включает камеру.
Очень хорошо, отправим наши научные доклады о снеге Незнайке? Карточки символы предлагаю поместить в папку «Свойства снега» и оставить в группе, чтобы потом рассказать о снеге родителям.
Звуковое оповещение о входящем письме. Ой, пришло письмо! Это незнайка пишет!
Незнайка: Спасибо вам друзья.
Рефлексивный
О чем говорили?
Кому помогали?
Чем занимались?
Что понравилось больше всего?
Что было трудно?
Что нового узнали? Отвечают: «О свойствах снега, Незнайке,
Исследовали снег…»
Перспективный
Кому расскажем о том, что узнали?
В следующий раз предлагаю изучить свойства льда, согласны?
Вы хорошо потрудились сегодня и порадовали меня, большое вам спасибо, я хочу вручить каждому из вас подарок, это значок «Исследователь снега» Слушают, отвечают, благодарят