Татьяна Дробышевская
Конспект музыкального занятия «Снежная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Снежная сказка»
Конспект занятия для детей старшей группы.
Задачи:Расширять знания детей о музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости на музыку. Накапливать опыт восприятия музыкальных классических произведений. Развивать творческое воображение, творческую активность, музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, языка музыки и т. д.) Побуждать к оценке музыки (эмоционально и словесно). Учить двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения в соответствии со сменой частей музыки, выполнять движения по показу взрослого. Учить свободно ориентироваться в пространстве. Воспитывать вежливое и бережное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Снежная сказка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Ход занятия
Звучит 1-я часть симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского (фрагмент). Дети заходят в зал, садятся на места и слушают музыку.
Музыкальный руководитель (м. р.) Друзья! Какая чудесная музыка сейчас прозвучала! Будто запели белые метели, заиграли искорками морозные узоры, полетели саночки по заснеженной Руси-матушке. Вы узнали эту музыку? (Ответы детей). Конечно, мы с вами слушали музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского-отрывок из симфонии «Зимние грёзы». (Демонстрируется портрет П. Чайковского.) Композитор нарисовал музыкальными красками картину русской зимы. Пётр Ильич любил зиму с её крепкими морозами, метелями, чистыми снегами. А вам нравится зима?
(Ответы детей) Я тоже люблю зиму. Замечательное время года!
А теперь послушайте мелодию знакомой вам песни и постарайтесь её узнать. (Играет на металлофоне мелодию песни).
«Серебристая зима» Муз. Е. Гольцевой
Узнали? Молодцы! Давайте исполним песню! Вы будете петь, а я сыграю на этом инструменте. Как он называется? (Ответы детей)
Дети исполняют песню.
1-й этап. Пение в сопровождении мелаллофона.
2-й этап. Разучивание 2-го куплета.
Педагог исполняет музыкальную фразу со словами в сопровождении мелодии, сыгранной на фортепиано-дети по возможности точно повторяют её.
3-й этап. Исполнение всей песни в сопровождении фортепиано.
М. р. А сейчас я приглашаю вас в снежную сказку.
(Играет на колокольчике и поёт.)
Динь, динь, динь-дилинь, синими лесами,
Едут, едут, динь-дилинь, сани с бебенцами.
Вы помните эту песню? (Ответы детей) Да, верно, это песня «Саночки». Она нам поможет перенестись в зимний сказочный лес.
Дети исполняют песню «Саночки»(муз. А Филипппенко, сл. Т. Волгиной) подыгрывая себе на треугольниках и колокольчиках.
Раздаётся шум метели (фонограмма)
М. р. Въюга белая метет,
Это зимушка идет,
Рукавом повела,
Все дорожки замела.
Все пути-дороги снегом засыпало! Куда идти дальше?
М. р. Мы пришли в зимний сказочный лес. (Ритмично сжимает мешочек с крахмалом.) Слышите, как скрипит снежок? Здесь гуляют разные лесные звери: медведи, лисички, зайчики. Хотите погулять по лесу? (Раздает детям мешочки с крахмалом)
Веселее все шагайте,
Кулачки свои сжимайте,
Снег засыпал все дорожки-
Поднимайте выше ножки!
(Дети идут, перебирая мешочки с крахмалом-получается звук, напоминающий скрип снега). Вот мы и пришли на лесную заснеженную полянку. Как здесь красиво! Смотрите, на полянке стоит ледяной домик!
Нужно палочки нам взять,
В этот домик постучать.
Проводится дидактическая игра «Кто в домике живёт?», направленная на развитие умения правильно передавать заданный ритмический рисунок.
Музыкальный руководитель пропевает фразу: «Кто, кто в домике живёт?» на одном звуке и воспроизводит её ритм на деревянных палочках-клавесах : Дети повторяют (пропевают фразу и простукивают ритм на деревянных палочках).
Домик открывается-в нём стоит телевизор.
М. р. В этом домике живёт новогодняя сказка. Давайте посмотрим маленький отрывок из неё! Но сначала возьмите пакетики, в которых лежат карточки разных цветов. Рассмотрите, какого они цвета. Послушайте внимательно музыку и покажите карточку того цвета, который, по-вашему мнению, отражает настроение музыки. Итак, слушаем музыку и смотрим сцену из балета!
Демонстрируется фрагмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковского (Вальс снежных хлопьев). Как называется этот балет? Кто написал музыку к этому балету? (Ответы детей. Работа с карточками.)
В «Вальсе снежных хлопьев» композитор передал различные состояния природы: от тихого, затаённого до бурного, взволнованного.
Хотите стать красивыми, лёгкими снежинками? Девочки, возьмите воздушные платочки и сочините танец! А мальчики будут импровизировать на музыкальных инструментах.
Проводится игра «На чём я сегодня играю»
На карточках изображены музыкальные инструменты : металлофон-альт, металлофон-сопрано, колокольчик-альт, колокольчик-сопрано, треугольник, колокольчик и др.
Карточки лежат на столе изображением вниз. Мальчики подходят, берут любую карточку и идут к тому инструменту, который изображен на их карточке. После танца мальчики убирают инструменты на место, а девочки кладут платочки на столик.
Звучит пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
М. р. Слышите, в нашу зимнюю сказку прилетела. Баба Яга. Музыка сердится, даже страшноватая. А мы не боимся! Мы Бабу Ягу сами и прогоним. (Проводится упражнение «Страшилка» : дети пропевают гласные звуки А-О-У-Э-Ы.) Испугалась Баба Яга, улетела в свою избушку. А на полянке снова стало тихо, светло и сказочно. Можно и повеселиться!
Из-за белого сугроба ушки длинные торчат,
Глазки бегают косые, весело они глядят.
Кто это спрятался в сугробе? (Зайчик)
В круг скорее становитесь и в зайчишек превратитесь!
Под энергичную весёлую музыку проводится упражнение «Зайчики», автор И. Бриске.
Зайчики выпрыгивают на полянку-выполняют восемь пружинок.
Стряхивает снег с лапок: три раза вправо, три раза влево.
«Копают сугроб, ищут морковку»; наклоняются вперёд, выпрямляются-нет морковки!
Показывают длинные ушки: поднимают правую руку вверх, взмахивают кистью руки, затем поднимают левую руку, взмахивают кистью руки.
Хвалятся своим хвостиком: выполняют пружинку, играют хвостиком правой руки-здесь хвостик беленький; снова выполняют пружинку, играют хвостиком левой рукой-обнаруживают, что с этой стороны хвостик чёрненький.
Прыгают (три прыжка, чтобы не замёрзнуть. Ушки вытягивают вверх-замирают, прислушиваются.
На последний аккорд приседают и прикрываются ушками.
М. р. Как вы думаете, на полянке сейчас все наши зайчики? Никто из них не пропал? Никого сердитый волк не съел? Давайте их посчитаем!Беритесь за руки и делайте всё так, как буду делать я.
Обрадовались зайчики, что не догнал их Серый Волк, и вышли на снежную полянку, чтобы весело потанцевать. Мальчики-зайчики, приглашайте девочек-зайчих на весёлую польку! (Дети танцуют польку) «Полька» муз. Ю. Чичкова
М. р. Устали зайчики чуть-чуть, под ёлкой сели отдохнуть,
А зимний ветер дует-задувает, зайчишек снегом укрывает.
(Звучит «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.) Послушайте, как музыка изображает въюгу, метель, бурю. (Снова негромко звучит музыка «Зима» - дети в это время рассматривают на экране иллюстрации зимнего пейзажа с изображанием вьюги и слушают стихотворение «Буря мглою небо кроет» А. Пушкина.)
Ветер стих, кругом бело, снежком сугробы намело.
Вот и на нашей полянке кто-то слепил чудесного Снеговика. Давайте с ним поиграем!
Проводится игра «Снеговик». (Дети идут по кругу и поют на мелодию русской народной песни «Я рассею своё горе» :
Снеговик, Снеговичок, замороженный бочок,
Выйди, выйди хоть на час и поймай скорее из нас!
Дети убегают от Снеговика, а он пытается поймать кого-нибудь из них. Игра проводится три-четыре раза).
М. р. Вот и подошла к концу наша зимняя сказка. (Задает детям вопросы, дети отвечают)
Она вам понравилась? Что интересного вы услышали и увидели в зимнем сказочном лесу?
Пора прощаться с зимней сказкой и прекрасной музыкой Петра Ильича Чайковского. На следующем занятии мы продолжим знакомство с ней. До свиданья, друзья!
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» П. Чайковского — дети прощаются с педагогом и выходят из зала.