Евгения Герасимчук
Конспект занятия «Смелые ребята» по программе подготовки воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Смелые ребята» в группе младших школьников
по программе подготовки
воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью
Цель: выяснить, чего боятся дети и помочь детям избавиться от возможного чувства страха.
Методы и приемы:
- художественное слово;
- сказкотерапия;
-арт-терапия;
- музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Смелые ребята“ по программе подготовки воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-мультимедийное оборудование;
-презентация к занятию;
-черно-белые изображения детских «страхов»;
-светодиодный фонарик, фонарик из красной бумаги;
-2 обруча;
-аудиозапись музыки для релаксации;
-подушки для релаксации;
-2 обруча, украшенный разноцветными лентами.
Ход занятия
I.Вводная часть
Педагог:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие Волшебный город «Смелоград». Но прежде, чем мы с вами туда попадем, давайте, поприветствуем друг друга, передавая по кругу «фонарик». Сначала посмотрим на него. Какой он?
Варианты детей: ласковый, красивый, яркий, теплый, светлый, лучистый…
Когда вы будете передавать «фонарик» друг другу, почувствуйте тепло и свет, которые от него исходят. Возьмите себе немного тепла и света, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, что-нибудь приятное, например: «Илья, я рада тебя видеть!».
Варианты детей: «Здравствуй, Сережа! Добрый день, Кристина! Ты мне нравишься, Саша! Я рада нашей встрече, Денис! Мне приятно с тобой, Артем! Доброе утро, Алена!».
II.Основная часть
Педагог: Теперь, когда мы с вами поприветствовали друг друга, мы можем отправиться в путешествие. В конце нашего путешествия мы станем смелыми, храбрыми, отважными и научимся побеждать страх и боязнь!
Но для того, чтобы попасть в волшебный город «Смелоград», вам надо пройти через сказочные ворота!
Дети проходят в сказку через 2 обруча.
Давайте, поговорим о страхах. Кто знает, что такое страх? (Ответы детей). Правильно, страх – это когда человек чего-то боится, чувствует какую-то опасность. Ребята, страхи бывают разные:
- боязнь темноты;
-боязнь оказаться в центре внимания;
-страх перед каким–либо сказочным персонажем;
-страх перед зверями и насекомыми;
1. Сказка «Бабушка, внучка да курочка»
Педагог: Ребята, предлагаю вам послушать сказку «Бабушка, внучка да курочка», а потом мы обсудим, что же случилось с главными героями. (Дети садятся на ковер полукругом, слушают и смотрят иллюстрации на слайдах).
После ознакомления со сказкой идет обсуждение:
• Как произошло, что все герои так сильно напугались?
• Была ли это настоящая опасность?
Педагог: Верно, герои этой сказки придумали, нафантазировали себе опасность, а на самом деле бояться–то было нечего. Конечно же, страхи бывают разные, существуют реально опасные ситуации, которых действительно следует бояться.
Например:
-опасно ходить весной по тонкому льду на реке,
- перебегать улицу в неположенном месте,
-дразнить незнакомую собаку,
-уходить одному в лес и т. д.
2. Упражнение «Я – дрозд, ты – дрозд»
Дети встают в двойной круг лицом друг другу. И выполняют движения со словами:
Я – дрозд, ты – дрозд (ладонями показывают на себя, потом на партнера).
У меня – нос, у тебя – нос (дотрагиваются до своего кончика носа, затем партнера).
У меня щеки алые, у тебя щечки алые (трогает щеки свои, затем партнера).
Мы с тобой два друга, любим мы друг друга! (обнимаются).
Затем внутренний круг двигается на одного человека вправо и упражнение повторяется. И так, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.
3. Сказка «Ночные звуки»
По желанию один из детей играет роль Утенка – героя сказки, которую
будет рассказывать педагог. Другие дети играют роли ветра, деревьев, филинов. Они покачивают поднятыми руками, принимают угрожающие позы и издают громкие звуки: завывают, ухают и т. п.
Или же – сказка демонстрируется в виде презентации PowerPoint
Педагог:
1 слайд На птичьем дворе жил-был утёнок. Была у маленького утенка семья: мама - утка, братья и сестры – такие же желтые утята.
2 слайд Но однажды Утенок убежал с птичьего двора. Он гулял весь день: бегал по зеленой лужайке с цветами, играл с бабочками.
3 слайд Утенок весело плавал и плескался в прохладной речке.
4 слайд Наступил вечер…солнышко клонилось к закату.
5 слайд Ночь застала утенка в лесу. Было очень темно, и к тому же испортилась погода.
6 слайд Пошел мелкий, холодный дождь, поднялся сильный ветер. Огромные черные деревья громко скрипели и гнулись под напором ветра почти до земли, а Утенку казалось, что его хватают большие и мокрые лапы.
7 слайд Где-то в глубине леса перекликались филины, а Утенку казалось, что это кто-то кричит от страха и боли. Долго метался Утенок по лесу, пока не нашел себе местечко, где можно было спрятаться.
8 слайд Утенок спрятался в маленькой пещере (ребенок прячется под столом). Он сжался в комочек и всю ночь дрожал от страха и холода. Но утром взошло солнышко и ….
В комнате минимальное освещение. Можно сопроводить упражнение
музыкой.
Когда перестает звучать музыка, включают свет и начинается обсуждение упражнения. Педагог задает вопросы по содержанию сказки, а также несколько вопросов на ее «домысливание»:
• Почему убежал Утенок со двора?
• Где была в тот момент мама?
• Какие чувства испытывала мама-Утка, потеряв Утенка?
• Нашла мама утенка утром? И т. д.
Педагог:
На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома.
-Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумайте– откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки?
-Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе.
-Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – ну, откуда волк может появиться в нашем городе?
-Пауки никого, кроме мух, не обижают.
-Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком?
-Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!
5. Упражнение «Победи свой страх»
Педагог:
Ребята, у меня есть «Мешок со страхами», в нем лежат изображения того, чего чаще всего боятся дети. Выберите картинку с тем страхом, который у вас есть.
- Раз, два, три свое место займи! Дети расходятся, занимают места за столами.
Педагог предлагает рассказать детям о своих страхах.
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами будем избавляться от страха. Я предлагаю вам уничтожить свой страх – порвать этот рисунок на мелкие кусочки.
(Дети рвут свои рисунки на мелкие кусочки) .
Попробуйте сложить кусочки рисунка…не получается? Давайте, поместим кусочки ваших страхов в «Мешок» и крепко-накрепко его завяжем! Этот мешок увезет машина для вывоза мусора очень далеко… Его сожгут, а вместе с мусором сгорит и ваш «страх». И он никогда больше не вернется!
6. Упражнение «Смелые ребята»
Дети выбирают ведущего, который будет изображать страшного
дракона. Ребенок-дракон становится на стул и говорит грозным голосом:
«Я – страшный дракон! Бойтесь меня, бойтесь!»
Дети отвечают:
«Мы дракона не боимся и с чудовищем сразимся!» Топают ногами.
«Мы дракона не боимся и с чудовищем сразимся!» Хлопают в ладоши
«Мы дракона не боимся и с чудовищем сразимся!» Машут руками
От слов детей дракон постепенно уменьшается (приседает на корточки, ребенок спрыгивает со стула – «превращается в маленького воробышка», начинает чирикать, летать по комнате.
7. Упражнение «Облако смелости»
Педагог: А сейчас, встанем в круг и проведем вот такое упражнение.
Ребята, давайте поддержим друг друга и поделимся своей храбростью и смелостью. Вытяните руки перед собой и мысленно представьте смелость …. в виде теплого облака. У нас получилось большое облако храбрости. Возьмите частичку храбрости и смелости в ладошки. прижмите к своей груди. (Дети прижимают ладони обратно к себе). Теперь вы стали намного смелее и не будете больше бояться выдуманных страхов.
6. Упражнение «Радуга»
Педагог предлагает детям лечь на пол, застеленный ковром. Включается релаксационная музыка.
Педагог: Закройте, пожалуйста, глазки и давайте немного помечтаем.
-Представьте себе, что вы лежите на зеленой лесной полянке, залитой солнечным светом.
-Травка очень мягкая, нежного зеленого цвета.
- В траве жужжат пчелки, стрекочут кузнечики, порхают яркие бабочки.
- В голубом-голубом небе гуляют легкие белые облака.
-Вдруг пошел мелкий, теплый дождик и в небе появилась радуга.
-Она очень четкая, переливается всеми цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым.
-Дождик приятно щекочет лицо, радуга ярко сияет на небе и вам легко и спокойно, вы отдыхаете.
Но вот дождик прекратился и радуга постепенно «погасла».
-Теплый, ласковый ветерок ласкает лицо.
Самая красивая бабочка порхает вокруг и вдруг легко касается вашего лица. Кого она коснется – тот может открыть глаза.
Упражнение длится 2-3 минуты и сопровождается приятной тихой музыкой. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали.
V.Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на занятии?
-Что узнали нового?
- Что больше всего запомнилось?
IV.Заключительная часть
Упражнение «Булочка-улитка»
Ребята, давайте возьмемся за руки, чтобы получилась цепочка, как на утреннике. Под музыку, все друг за другом постепенно, начнут закручиваться по спирали вокруг меня.
Ведущий закручивает спираль в правую сторону, начиная с большого круга, постепенно уменьшая его. Когда «булочка» хорошо закрутится, можно хором сказать «Мы – смелые ребята», а когда «булочка» раскрутится «Спасибо всем нам!»
Педагог: друзья мои, возвращаемся из волшебного города «Смелограда» домой. И вам снова надо пройти через сказочные ворота!
Наше занятие закончилось, желаю вам успехов!