МААМ-картинки

Конспект занятия «Словесные воздействия. Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста»

Людмила Гордиенко
Конспект занятия «Словесные воздействия. Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста»
▼ Скачать + Заказать документы

объединение "Живое слово"

Тема урока: «Словесные воздействия. Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста».

Тип: урок-практикум.

Цели:

создание условий для усвоения темы., развитие информационной компетентности учащихся.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Словесные воздействия, Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста“» размещена в разделах

развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия,, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование: тексты для работы.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие. Перекличка.

Вступительное слово учителя : - Мы с вами продолжаем изучать тему «Словесные воздействия». На предыдущих занятиях мы изучили типы воздействий на различные эмоциональные состояния. Давайте вспомним, какие именно.

( ответы учащихся: на волю, на внимание, на память)

- А теперь ответьте, каким образом осуществляется это воздействие?

( ответы детей: посредством сюжета, построения текста)

- Вот мы и подошли к новой теме: «Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста»

- Послушайте одну восточную притчу. Объясните ее смысл.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

- Как вы понимаете основную мысль восточной притчи? Да, сегодня на уроке вы покажете цепкий ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели.

- Итак, в любом тексте, который мы изучаем для последующего интерпретирования и воспроизведения проблема выражается в следующем:

• тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста

• в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац)

Существуют различные способы обнаружения проблемы:

• Через выделение ключевых понятий (нравственных, духовных, общественных, политических, их взаимовлиянии. Эти ключевые понятия посвящены одной теме, находятся в одной смысловой плоскости. Сопоставляя их, мы можем сформулировать основной вопрос текста.

• Через антитезу (фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения)

• Через лексические повторы (стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении слова или синонимичной речевой конструкции)

• Через аналитический вопрос (в текстах-повествованиях приводится эпизод из жизни героя (автора, факты биографии и т. п. – на какой вопрос могли бы они послужить ответом-иллюстрацией, но сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, показанный в тексте, но и многие подобные ситуации.)

• Через авторскую позицию (часто в публицистическом тексте авторская позиция формулируется открыто в каком-то предложении, которое можно найти или в начале текста, или в его конце. Осмысляя это утверждение автора, мы можем сформулировать новое предложение, которое могло быть вопросом для фразы, в которой сформулирована авторская позиция.)

- Теперь мы с вами выполним задание. Прочитайте текст, лежащие перед вами.

(1)Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину.

(2)Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени.

(3)Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар и трогал смычком струны на скрипке. (4)У памятника сейчас же собирались прохожие, они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

(5)Футляр от скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

(6)Обыкновенно старик выходил играть по первому сумраку. (6)Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. (7)Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. (8)Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. (9)Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. (10)Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. ”

Андрей Платонов.

“Любовь к Родине, или Путешествие воробья”

- При знакомстве с художественным текстом для дальнейшего воспроизведения в качестве декламации либо литературного монтажа вы должны провести анализ ситуации, описанной автором : кто (герой? – где? – когда? – что делает?

В художественном тексте с ведущим типом речи повествование авторская позиция проявляется в характеристиках героев, их поведении, речи, мыслях героев, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.

Выявить проблему в художественном тексте помогут вопросы, сформулированные читателем в ходе знакомства с текстом :

- положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героев?

- как относятся к нему окружающие его персонажи?

- автор осуждает или одобряет поступки героев?

- что хотел сказать автор читателям, показывая речь, мысль, поступки своего героя?

Необходимо знать, что писатель отдает предпочтение конкретной лексике, образности и эстетической значимости каждой фразы - отсюда стремление автора к свежести образа, неизбитым выражениям, большому количеству средств выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие текста, привлекают внимание читателя к высказыванию.

В художественном тексте с ведущими типами речи рассуждение и описание важно обратить внимание на авторские размышления : на характер умозаключений (сопоставление, противопоставление, прием аналогий, на характер описаний, на художественные детали (в них могут быть выражены авторское одобрение, неодобрение, ирония, сочувствие, восхищение).

Способы обнаружения проблемы в текстах художественного стиля : в зависимости от особенностей текста проблема выявляется путём анализа

- авторских рассуждений;

- поступков героев, их речи, мыслей и поведения;

- художественных деталей;

- средств выразительности;

- описаний;

- характера авторской оценки (одобрение, сочувствие и т. д.)

-Должна вас предупредить, что не все способы подряд вы можете применить для обнаружения проблемы, это зависит от особенностей текста, от художественных задач, которые ставит автор перед собой.

-Обратимся к тексту Платонова. Еще раз прочитайте про себя этот текст и скажите, что нам поможет обнаружить проблему? На что обращаем внимание в данном тексте?

• описание места, где играет музыкант,

поступков скрипача,

• мыслей героя

- Какова роль описания памятника, где играет скрипач? (придает торжественность, приводит к мысли о том, что величие искусства яснее всего проявляется в музыке и литературе. Пушкин – признанный гений в веках. Скрипач – самоучка поклоняется искусству, способен служить миру, даря людям свой талант).

- Как создан образ скрипача? Каковы его жизненные ценности? Требует что-то скрипач взамен от людей, которые слушают его удивительную музыку? Почему он играет?

Скрипач непритязателен и бескорыстен, любовь к искусству сформировала в нем потребность быть полезным людям.

Автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь(4)

- Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача?

(изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью). Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного.

- Расссмотрим значение художественных деталей. Автор поднимает его на пьедестал. Почему?

С одной стороны, это позволяет быть увиденным, а можно сказать, что это делает его духовно выше.

закрытый футляр (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)

- Итак, описывая место, где играл музыкант, его поступки и мысли, какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей?

• Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?

• В чем заключается сила искусства (музыки?

Учитель: Обратимся ко второму тексту. Послушайте текст с элементами инсценировки.

Мы ждали своих ребят из поиска.

Никогда не забуду ее тонкое лицо, склоненное над рацией, и тот блиндаж начальника штаба дивизиона, озаренный двумя керосиновыми лампами, бурно клокочущим пламенем из раскрытой дверцы железной печки: по блиндажу, чудилось, ходили теплые волны домашнего покоя, обжитого на короткий срок уюта. Вверху, над накатами, — звезды, тишина, вымерзшее пространство декабрьской ночи, ни одного выстрела, везде извечная успокоенность сонного человеческого часа. А здесь, под накатами, молча лежали мы на нарах, и, засыпая, сквозь дремотную паутинку, я с мучительным наслаждением видел какое-то белое сияние вокруг ее коротко подстриженных, по-детски золотистых волос.

Они, разведчики, вернулись на рассвете, когда все в блиндаже уже спали, обогретые печью, успокоенные затишьем, — вдруг звонко и резко заскрипел снег в траншее, раздался за дверью всполошенный оклик часового, послышались голоса, смех, хлопанье рукавицами.

Когда в блиндаж вместе с морозным паром весело ввалились, затопали валенками двое рослых разведчиков, с накаленно-багровыми лицами, с густо заиндевелыми бровями, обдав студеным холодом маскхалатов, когда ввели трех немцев-языков в зимних каскетках с меховыми наушниками, в седых от инея длинных шинелях, когда сонный блиндаж шумно заполнился топотом ног, шуршанием мерзлой одежды, дыханием людей, наших и пленных, одинаково прозябших в пространстве декабрьских полей, я вдруг увидел, как она, радистка Верочка, медленно, будто в оцепеняющем ужасе, встала возле своей рации, опираясь рукой на снарядный ящик, увидел, как один из пленных, высокий, красивый, оскалив в заискивающей улыбке молодые чистые зубы, поднял и опустил плечи, поежился, вроде бы желая погреться в тепле, и тогда Верочка странно дрогнула лицом, светлые волосы от резкого движения головы мотнулись над сдвинутыми бровями, и, бледнея, кусая губы, она шагнула к пленным, как в обморочной замедленности расстегивая на боку маленькую кобуру трофейного “вальтера”.

Потом немцы закричали заячьими голосами, и тот, высокий, инстинктивно защищаясь, суматошно откачнулся с широко разъятыми предсмертным страхом глазами.

И тут же она, страдальчески прищурясь, выстрелила и, вся дрожа, запрокинув голову, упала на земляной пол блиндажа, стала кататься по земле, истерически плача, дергаясь, вскрикивая, обеими руками охватив горло, точно в удушье.

До этой ночи мы все безуспешно добивались ее любви.

Тоненькая, синеглазая, она предстала в тот миг перед нами совсем в другом облике, беспощадно разрушающем прежнее — нечто слабое, загадочное в ней, что на войне так влечет всегда мужчину к женщине.

Пленного немца она ранила смертельно. Он умер в госпитале.

Но после того наша общая влюбленность мальчишек сменилась чувством брезгливой жалости, и мне казалось, что немыслимо теперь представить, как можно было (даже в воображении) целовать эту обманчиво непорочную Верочку, на наших глазах сделавшую то, что не дано природой женщине.

Никто не знал, что в сорок втором году в окружении под Харьковом она попала в плен, ее изнасиловали четверо немецких солдат, надругались над ней — и отпустили, унизительно подарив свободу.

Ненавистью и мщением она утверждала справедливость, а мы, в той священной войне убивавшие с чистой совестью, не могли простить ее за то, что выстрелом в немца она убила в себе наивную слабость, нежность и чистоту, этот идеал женственности, который так нужен был нам тогда.

*Бондарев Юрий Васильевич (родился в 1924г.) – прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, автор книг, посвящённых военному времени.

- Назовите героев, место и время действия событий, рассказанных в тексте.

(Радистка Верочка. Русские разведчики. Пленные немцы. Великая Отечественная война. Место действия –штабной блиндаж – укрепительное сооружение на линии фронта.)

- На какие важные аспекты текста мы обращаем внимание? Подчеркните в тексте важные, на ваш взгляд, фразы.

(характеристика Верочки, поведение девушки, когда она увидела пленного немца, мысли русского солдата - повествователя, когда он сопоставляет свое отношение и отношение товарищей к Верочке до убийства пленного и после убийства.)

- тонкое лицо

- белое сияние вокруг ее коротко подстриженных, по-детски золотистых волос

- тоненькая, синеглазая

- нечто слабое, загадочное в ней, что на войне так влечет всегда мужчину к женщине

- никогда не забуду

- теплые волны домашнего покоя

- с мучительным наслаждением

- странно дрогнула лицом

- бледнея, кусая губы

- страдальчески прищурясь, выстрелила

- стала кататься по земле, истерически плача, дергаясь, вскрикивая, обеими руками охватив горло, точно в удушье

- совсем в другом облике

- чувством брезгливой жалости

- сделавшую то, что не дано природой женщине

- Какой вывод мы можем сделать, сопоставляя характеристику Верочки до убийства, ее поведение в кульминационной сцене и отношение к ней русских солдат до и после?

( К этой девушке у ребят резко изменилось отношение: появилось чувство брезгливой жалости. Она сделала то, что не дано природой женщине. Своим поступком Верочка разрушила идеал женственности, который поддерживал бойцов в то страшное время.)

- Почему так поступила Верочка? Вы, не зная содержания всего текста, можете только догадаться… Каковы ваши версии?

(Видимо, с этим немцем связаны страшные события в жизни Верочки.)

Верно, у текста есть продолжение, которое объясняет переживания героини.

Никто не знал, что в сорок втором году в окружении под Харьковом она попала в плен, ее изнасиловали четверо немецких солдат, надругались над ней — и отпустили, унизительно подарив свободу.

Ненавистью и мщением она утверждала справедливость, а мы, в той священной войне убивавшие с чистой совестью, не могли простить ее за то, что выстрелом в немца она убила в себе наивную слабость, нежность и чистоту, этот идеал женственности, который так нужен был нам тогда.

- Какую же проблему ставит Юрий Бондарев, над чем заставляет задуматься нас, читателей? Этих проблем несколько, но они все логически связаны с центральной сценой текста.

- проблема противоестественности участия женщины в военных действиях;

- проблема влияния войны на психику человека;

- проблема нравственной устойчивости человека на войне.

- Какую работу мы должны провести с текстом, чтобы выявить и сформулировать проблему?

(обратить внимание на поступки и мысли героев.)

Итог занятия :

- Итак, сегодня мы с вами путем изучения и анализа разноплановых текстовых отрывков увидели различные художественные приемы, использующиеся авторами для воздействия на читателей. В будущем мы с вами будем использовать эти методы и приемы для воспроизведения текстов в различных формах чтецких и театрализованных выступлений.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Фотоотчёт «Встреча с автором программы «Ладушки»Фотоотчёт «Встреча с автором программы «Ладушки» 22 октября 2018 года в городе Шахты Ростовской области у музыкальных руководителей, в процессе обучения по дополнительной профессиональной.

Игры для выявления и абстрагирования свойствИгры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Конспект НОД в старшей группе по конструированию «Автобусы» из использованных материаловКонспект НОД в старшей группе по конструированию «Автобусы» из использованных материалов Программное содержание. Учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность,.

Конспект совместной деятельности с детьми с использованием нетрадиционных художественных материалов «Пасхальные фантазии»Конспект совместной деятельности с детьми с использованием нетрадиционных художественных материалов «Пасхальные фантазии» Цель: создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования детей с нетрадиционными художественными материалами.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Эффективны ли такие методы работы с родителями, как День открытых дверей, открытые занятия (выступление по обмену опытом) В работе дошкольных учреждений используются различные средства наглядной пропаганды. Весьма эффективными, получившие последнее время широкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Словесные воздействия. Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 14:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Словесные воздействия. Методы выявления использованных автором художественных приемов построения текста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гордиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД