Юлия Адамова
Конспект занятия по развитию детской инициативы «Секреты сундучка домовёнка Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) на тему «Секреты сундучка домовёнка Кузи»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (мир человека, мир природы, «Речевое развитие».
Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Публикация «Конспект занятия по развитию детской инициативы „Секреты сундучка домовёнка Кузи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: создать условия для развития познавательного интереса и познавательной активности детей, стимулирования речевой активности, принятия детьми решений, выражений своих чувств, мыслей.
Задачи: Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения вещей и трудом людей по изготовлению этих вещей.
2. Закрепить представления детей о результатах деятельности людей через историю вещей (появление и совершенствование).
3. Учить детей рассуждать в процессе беседы, задавать вопросы, сравнивать с существующей действительностью, ориентироваться в проблемных ситуациях.
4. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, выводы.
Развивающие :
1. Способствовать развитию внимания, памяти, образного и логического мышления.
2. Развивать любознательность, познавательную активность, моторику рук.
Воспитательные:
1. Продолжать формировать уважение к человеку труженику, результатам его труда.
2. Воспитывать интерес к культуре, традициям, обычаям, быту русского народа.
3. Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Материал:
Демонстрационный: сундучок с предметами быта : веретено, прялка, деревянные, металлические спицы, крючок для вязания, вязанные носки, пуховый платок, вязанные салфетки; ткань, рубель, валёк, угольный, чугунный, электрический утюги; лапти: детские и взрослые, кукольные; гладкая и необработанная рубанком доски, деревянный рубанок.
Раздаточный:
1. Серия сюжетных картинок «Что сначала, что потом» («Как появились носки из шерсти, лапти из бересты», 2 ватмана;
2. Парные картинки с изображением материала и изделия из него, предметов быта в старину и современных;
3. Клубки с размотанными шерстяными нитками в корзине, кудель (обработанная шерсть для прядения);
4. Перчатки для работы с рубанком;
5. Картинки с изображением грустного и весёлого домовёнка Кузи.
Оборудование: 2 видеописьма с заданием домовёнка Кузи, дидактическая видеоигра «Угадай часть целого».
Структура занятия :
1. Организационный момент. Загадка про домовёнка Кузю.
2. Видеописьмо с заданием от домовёнка Кузи.
3. Дидактическая игра «Парные картинки».
4. Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?» (рубель, валёк).
5. Рассказ воспитателя «История утюга» с показом разных видов утюгов.
6. Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?» (веретено, прялка, рубанок).
7. Физ. минутка «Здороваемся как в старину».
8. Мастер – класс «Сматываем нитки в клубок», «Учимся прясть пряжу», «Строгаем доску».
9. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (лапти).
10. Продуктивная деятельность детей в подгруппах:
• Д/и «Что сначала, что потом?» («Носки из шерсти»);
• Д/и «Что сначала, что потом» («Лапти из бересты»).
11. Дидактическая игра «Угадай часть целого».
12. Видеописьмо домовёнка Кузи с домашним заданием.
13. Анализ занятия детьми. Рефлексия.
Словарная работа: расширять и активизировать словарь детей по теме «История вещей». Активизировать в речи слова: веретено, лапти, самовар, рубель, валёк, лапти, рубанок, прялка и др.
Методические приемы:
1. Наглядный (просмотр видеописьма, рассматривание предметов быта, иллюстраций, картинок).
2. Игровой (игровая ситуация, видеоигра, дидактические игры, упражнения, разгадывание загадки.
3. Словесный (рассказ воспитателя, беседа с детьми, обсуждение проблемных ситуаций, объяснение, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение, анализ занятия).
4. Практический (совместное выполнение физ. минутки с детьми, самостоятельная деятельность детей в подгруппах за столами: работа с картинками, мастер - класс).
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети стоят в кругу).
Воспитатель: я загадаю вам загадку, слушайте внимательно. «Его никто не видел. Говорят, живёт этот хозяин в доме за печкой. Добрый озорной бывает, дом охраняет и оберегает. ( Ответ детей: домовой). Каким вы его представляете? ( Ответы детей: красивый, добрый, маленький). Раньше в старину на Руси люди верили в существование домового. Представляли его в виде маленького человечка. Домовой - добрый дух, который защищает дом, людей, животных от всего плохого, оберегает их покой и мир. На стол ставили еду (хлеб, воду, приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили: «Домовой, домовой, поиграл – отдай». Когда переезжали из дома в дом, приглашали домового словами : «Домовой, домовой, иди со мной». Сегодня нам пришло видеописьмо от домовёнка Кузи. Давайте посмотрим, что в письме. (Дети садятся стульчики, воспитатель показывает на экране видеописьмо).
Видеописьмо домовёнка Кузи.
Здравствуйте, ребята! Я принёс для вас сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нёс я его в подготовительную к школе группу. Если вы дружные, умные, находчивые, тогда это задание для вас. Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, читать книги. Поэтому я приготовил для вас задания, думаю, что вы с ними справитесь! В сундучке, я собрал самое интересное. Загляните в него - и вы узнаете о предметах старины».
Воспитатель: сундучок, сундучок, открывай свой бочок!
Дидактическая игра «Парные картинки»
Воспитатель открывает сундучок, достаёт парные картинки.
Воспитатель: ребята, Кузя приготовил парные картинки, но они перепутались! Помогите разобрать их по парам, и объясните, почему вы так думаете!
Дети подходят к столу, выбирают картинку с предметом, ищут себе пару, и объясняют, почему они так считают. Воспитатель уточняет, что общее в парных картинках: материал – вещь из него, предмет старины – современный предмет.
Береста – короб; войлок – валенки; глина – кувшин; нитки – половик; самовар – чайник; доска стиральная – стиральная машина.
Воспитатель: молодцы, ребята, помогли Кузе собрать картинки в пары! Теперь у него порядок
Дети садятся на стульчики.
Дидактическая игра «Угадай, что это за предмет»
Воспитатель достаёт из сундучка рубель и валёк, показывает детям.
Воспитатель: домовёнок Кузя, подарил какой - то старинный предмет, но не сказал, как он называется, как им действовать и для чего он служит. Что вы думаете об этом?
Дети рассматривают рубель и валёк и рассуждают, что это может быть. Делают вывод, затрудняются с правильным ответом.
Воспитатель: представьте, что электричества нет. Как бы вы погладили вещи без электричества?
Рассказ воспитателя «История утюга»
Воспитатель: давным - давно, когда ещё не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду, они её отжимали, встряхивали и вешали сушить. После сушки бельё аккуратно складывали и клали под что – нибудь тяжёлое, но ждать приходилось долго – несколько дней.
Демонстрация экспонатов воспитателем.
Воспитатель: и тогда, придумали вот такое устройство. Рубель - толстый деревянный брусок с рифлёной поверхностью и валёк. Посмотрите, как гладили много веков назад наши предки. Бельё туго наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань, передвигали палку с бельём. (Показ воспитателем). Кто из вас хочет попробовать так погладить бельё? (1 – 2 ребёнка выходят пробуют погладить).
Воспитатель: удобно гладить бельё таким способом? Чем не удобно? (Ответы детей - бельё тяжело каждый раз наматывать и разматывать, остаётся много складок). Воспитатель достаёт из сундучка угольный утюг.
Воспитатель: потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлый предмет, к тому же горячий. И придумали такой утюг. Посмотрите, крышка открывается, а внутри – пусто, как шкатулка, в которую что-то кладут. Что же можно положить в этот утюг? (Рассуждения детей). Вы правильно догадались: такой утюг нагревался угольками. Их клали в шкатулку, закрывали крышкой, он нагревался и потом им гладили вещи. Если угольки затухали, им размахивали, через отверстия попадал воздух, и они разгорались снова. Попробуйте, поднимите его! (1-2 ребёнка пробуют погладить угольным утюгом ткань, определяют удобно или нет). Как вы думаете, удобен такой утюг? Почему? (Ответы детей – утюг тяжёлый, всегда под рукой должны быть горячие угли, углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда). Воспитатель достаёт из сундучка металлический утюг.
Воспитатель: угольный утюг был неудобен, и люди придумали утюг из тяжёлого металла. Его ставили на печку и ждали, пока он нагреется, а потом гладили. Такой утюг тоже был неудобен. Скажите, почему? ( Дети рассуждают: тяжёлый, нагревался только тогда, когда печка горячая).
Воспитатель берёт со стола электрический утюг и показывает детям.
Воспитатель: поэтому, когда появилось электричество, люди, догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Сегодня у всех дома есть такой утюг. Как работает электрический утюг? (Дети рассказывают). Воспитатель предлагает погладить этим утюгом. Дети пробуют гладить ткань холодным утюгом.
Воспитатель: тяжело было гладить бельё электрическим утюгом? Скажите, каким утюгом легче всего погладить одежду? Какие меры предосторожности надо соблюдать при глажении белья? Что общего у всех утюгов? ( Ответы детей: заострённый носик, гладкая подошва, ручка, надо нагревать). Чем они отличаются? Как вы думаете, почему у утюгов заострённый носик? Молодцы, ребята!
Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?»
Воспитатель достаёт из сундучка веретено, спрашивает, что это, дети рассуждают.
Воспитатель: веретено – выточенная палочка, украшенная узором. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Её изготовляли сами рукодельницы из шерсти, пуха. Долгими зимними вечерами на столе горела свечка – ведь электричества ещё не было. Чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся. Для чего нужна пряжа? (Ответы детей - чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи). Воспитатель показывает прялку, спрашивает, что это, для чего необходима, дети рассуждают.
Воспитатель: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено. Есть пословица «Не велико веретено, а всех одевает оно». Прясть веретеном, очень трудная работа, поэтому позднее изобрели прялку. Такой прялкой прядут шерсть на носочки, варежки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества, её клали в колыбель девочки. Обычно жених дарил прялку девушке новую, сделанную и украшенную своими руками.
Воспитатель достаёт из сундучка рубанок, спрашивает, что это, для чего необходим, дети отвечают – рубанок.
Воспитатель: рубанок – это плотницкий инструмент. Им мужчины строгают доски, чтобы поверхность была гладкая, без шероховатостей. Посмотрите, какая эта доска гладкая, она обработана рубанком, струганная.
Воспитатель: сейчас мы немножко отдохнем!
Физминутка «Давайте поздороваемся!»
Дети встают в круг.
Воспитатель: ребята, вы знаете, как раньше здоровались? с какими словами входили в избу? (ответы детей). В старину входили в дом с поклоном и здоровались с поклоном со словами «Здравствуйте, люди добрые!», «Мир вашему дому!». А хозяева приглашали: «Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу!», «Проходите, дорогие гости, садитесь на скамьи дубовые, будьте как дома!», «Милости просим!». Ребята, как вы думаете, что означают эти слова? Почему гость в избу обязательно с поклоном в избу входил? (Ответы детей - пожелания хозяевам, чтобы все были здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтобы в доме было всё мирно, с поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам). Давайте, тоже поздороваемся, как в старину на Руси здоровались!
Дети проговаривают слова и кланяются с поклоном, затем садятся на стульчики.
Игровая ситуация «Научимся ремеслу».
Воспитатель: давным – давно, люди на Руси занимались ремёслами, много трудились, были мастерами своего дела. Хотите, ненадолго оказаться в прошлом, поучиться новому ремеслу у мастера? Повернёмся вокруг себя и произнесё м слова: «Вокруг себя обернись и в прошлом окажись!».
Дети поворачиваются вокруг себя, в это время входят 2 мастерицы в сарафанах и мастер в рубахе, кланяются. Дети в ответ.
Воспитатель: вот, привела к вам ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь у вас поучатся!
Мастер – класс по подгруппам «Сматываем нитки в клубок»,
«Учимся прясть пряжу», «Строгаем доску»
Мастерицы: не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее!
(1 Мастерица достаёт из корзины клубки разного цвета и показывает девочкам, они рассматривают).
1 Мастерица: посмотрите, как шерстяные нитки сматывают в клубки, какие они круглые и плотные. А этими клубки у меня размотались. Помогите мне смотать пряжу в клубочки! (Девочки пробуют сами сматывать нитки в клубки, складывают в корзину).
2 Мастерица сидит у прялки и прядёт пряжу, показывает, как прядут пряжу прялкой, расчёсывают шерсть чёсками, девочки рассматривают.
2 Мастерица: хотите сами попробовать прясть пряжу? (Дети пробуют прясть).
Мастерицы: спасибо, милые мои, хорошие, за помощь!
В это время Мастер показывает мальчикам, как нужно строгать рубанком доску. Мальчики надевают перчатки, пробуют строгать с мастером.
Воспитатель: спасибо, Вам, Мастера, за учение уму – разуму!
Мастера: а нам пора с вашего двора. (Прощаются, уходят).
Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?»
Воспитатель достаёт из сундучка лапти, спрашивает, что это, дети отвечают - лапти.
Воспитатель: лапти - старинная обувь, их плели из лыка, бересты, обычно мужчины. Носили лапти и взрослые, и дети. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах. (Достает из сундучка лапти разного размера). Можно сплести лапти любого размера и носить их с тёплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель предлагает померить лапти 2 -3 детям.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лапти и подержим в руках. Какие они? (Ответы детей - лёгкие). Теперь попробуем примерить и походить в этой необычной обуви. Ну как, удобно? Скажите, чем хороша эта обувь, а чем плоха? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вы заметили, лапти очень лёгкие, мягкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. Но эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести». Лапти намокают.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для 2 -х команд).
Воспитатель показывает носки и лапти.
Воспитатель: домовёнок Кузя приготовил для вас игру «Что сначала, что потом?» Нужно выполнить задание. На тарелочках на столах лежат картинки. Вы должны разделиться на 2 команды, выбрать капитана. Внимательно рассмотрите картинки, обсудите и разложите правильно на ватмане в окошечки по порядку, что сначала, что потом. 1 команда выполняет задание «Как получился носок из шерсти».
2 команда «Как получился лапоть из бересты».
Воспитатель: затем приклейте картинки. Капитаны расскажут действия по порядку, что сначала, а что потом.
выполняют задание в командах. Капитаны выходят к доске и рассказывают. (Шерсть у овцы стригут – моют - расчёсывают – прядут – вяжут – готовые носки. Бересту срезают с берёзы – сушат – режут на полоски – сматывают в клубки – плетут лапти – готовые лапти).
Воспитатель: Молодцы, обе команды, хорошо справились с заданием!
Игра «Угадай часть целого».
Воспитатель: Кузя хочет поиграть с вами в игру «Угадай часть целого». Я покажу вам часть предмета старины. Если вы угадаете, что это, то увидите весь предмет целиком. Воспитатель показывает на экране часть предмета, дети рассматривают и угадывают, воспитатель нажимает мышкой, появляется весь предмет целиком.
Ведро с крючком - коромысло с вёдрами, ворот с ведром - колодец, горнило с чугунком - печка, клавиши - гармошка, лошадь с упряжью - лошадь с телегой, краник - самовар, труба - изба.
Видеописьмо домовёнка Кузи с домашним заданием.
«Спасибо, ребята, наигрался я с вами сегодня. Я даю вам последнее задание, оно будет домашнее. Спросите ваших родителей, а также бабушек и дедушек, какие предметы старины у них были в детстве и сохранились ли до сих пор. А я убедился, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. На прощанье хочу дать вам совет – русские народные пословицы, запомните их: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Дело мастера боится». Ну, всё, мне пора идти, владения свои обходить, порядок наводить, ваш покой оберегать. До свидания, ребята!».
Анализ занятия детьми. Рефлексия.
Воспитатель: молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! Наше познавательное занятие заканчивается. Я приготовила для вас картинки с портретом домовёнка Кузи на память. Если вам понравилось занятие, было интересно, вы узнали для себя что – то новое, заинтересовались, то возьмите себе картинку с весёлым домовёнком! А если вам было трудно выполнить какое – то задание, не понравилось что -то, испытывали затруднения, то возьмите картинку с грустным Кузей. Какой вывод сегодня вы для себя сделали? (Дети выбирают картинку, подводят итоги).