Филимонова Елена
Конспект занятия «Сами хлеб мы испечем» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации
Тема: «Сами хлеб мы испечем»
Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное.
Цель: познакомить с процессом приготовления хлеба.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Сами хлеб мы испечем“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- расширить знания о приготовлении хлеба на производстве;
- развивать умения приготовления хлеба в домашних условиях;
- развивать познавательный интерес детей к экспериментированию;
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, делать выводы;
- закрепить знание о важности соблюдения пропорций в рецепте;
- упражнять измерять количество пропорций ингредиентов в рецепте: щепоткой, ложкой, стаканом;
- воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Методы и приемы:
Словесные: беседы с детьми, загадывание загадок, вопросы, пояснения; Наглядные: просмотр видеоролика о производстве хлеба, рассматривания карточек с компонентами рецепта;
Практические: исследования свойств компонентов рецепта хлеба, замешивание теста.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, плакат «Рецепт хлебав картинках», миски для замешивания теста, стаканы, сито, столовые ложки (для замешивания, чайные ложки (для измерения количества сахара и дрожжей, растительное масло, мука, сахар, соль, дрожжи, вода, фартуки, салфетки.
Предварительная работа:
- Просмотр презентаций «Как хлеб выращивают»;
- Беседа с детьми «Что такое злаки из чего пекут хлеб»;
- Просмотр альбома: «Хлеб всему голова»;
- Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок»;
- Беседа с детьми «какие бывают хлеба».
Ход работы
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день - День хлеба! В это праздник принято посещать ярмарки и выставки хлеба и хлебобулочных изделий. На таких выставках можно пробовать понравившиеся изделия. А также, по русской традиции, в этот праздник принято выпекать хлеб, из нового урожая пшеницы или ржи. Ребята, а хотите мы с вами сегодня сами приготовим хлеб? А для того чтобы у нас это получилось, давайте посмотрим, как хлеб готовят пекари на хлебобулочном заводе. В этом нам поможет наш друг волчонок Зубок! Он сегодня прислал нам видеописьмо, давайте же посмотрим его!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось видеописьмо от Зубка? А что вам запомнилось? А что на хлебобулочном заводе вам показалось самым интересным? Ребята, а вы запомнили, что такое дрожжи? Почему дрожжи нужны для теста? Конечно дрожжи делают тесто пышным. Очень мягкий и пышный нарезной батон. Почему батон называют «нарезной батон»? Как много мы узнали из видеописьма от волчонка Зубка. Теперь мы знаем, как современные пекари тесто замешивают и хлеб пекут! Ребята, а рецепт запомнили? Какие продукты нам необходимы для теста? А чтобы мы ничего не забыли, волчок Зубок нам передал вот такой плакат «Рецепт хлеба в картинках»! Давайте мы его повесим на доске и будем сами тесто замешивать. (Разворачиваем) Ой ребята что же это, рецепта-то нет! А вот записка: «Дорогие мои друзья, предлагаю вам самим составить рецепт хлеба. Для этого вам надо отгадать загадки, которые я приготовил. На каждый вопрос подобрать картинку с ответом, и поставить ее в кармашек на плакат. Все загадки пронумерованы. Отгадывайте начиная с первой, и вы в правильном порядке, смешаете все ингредиенты для теста. Желаю вам успеха. Ваш друг волчок Зубок». Ну что ребята давайте приступим?
Воспитатель: Давайте вымоем руки, и оденем фартуки! Проходите в наш цех, который называется «Тестомесильный». Как вы думаете почему он так называется? Конечно именно здесь замешивают тесто. Но для начала мы должны отгадать продукты-ингредиенты рецепта хлеба. Готовы?
1. Меня пьют, меня льют
Всем нужная, кто я такая?
(Вода)
Воспитатель: Молодцы ребята, конечно же это вода! Какая цифра написана на карточке с водой? В какой по счету кармашек, на плакате, мы ее поставим? Молодцы, верно если цифра один значит и кармашек первый. Почему вода всем нужна? Да, вода основной источник жизни! А почему воду можно назвать текучая? Конечно потому что вода льнется! Как мы это можем проверить? Давайте попробуем перелить воду из кувшина в стакан. Для нашего рецепта хлеба, нам необходимо полстакана воды. Наливаем полстакана воды и переливаем воду в миску. У всех получилось? Молодцы, теперь слушайте вторую загадку.
2. Этот белый минерал,
Он на кухне генерал
Без него супы и каша,
Не понравится нам даже.
(Соль)
Воспитатель: Ну что ребята, загадка эта непростая, догадались что это? (если нет, давайте попробуем на вкус). Какая цифра написана на карточке с солью? В какой по счету кармашек мы ее поставим? Вот и второй ингредиент разгадан! Ну что, все вспомнили какой вкус у соли? По старинному русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» так говорили хозяева, приветствуя гостей. Если мы в ложку наберем соль и перевернем ее. Что вы увидите? Почему, как вы думаете, соль высыпалась? Да, потому что соль сыпучая. Так ребята вернемся к нашему рецепту, соли нам надо совсем чуть-чуть. А как вы думаете сколько это? Ребята, а так ли важно соблюдать пропорции продуктов в рецепте? А вот если мы добавим стакан соли, у нас с вами получится вкусный хлеб? Да действительно, важно соблюдать пропорции компонентов в рецепте. Соли нам надо совсем чуточку. Чем мы может измерить соль?. Нам надо добавить две щепотки соли. Давайте добавим соль в миску с водой, и перемешаем. Посмотрите, что произошло солью, почему? Да мы уже с вами знаем, что соль растворяется в воде! Пора отгадать третий компонент нашего рецепта!
3. Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаечек
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(Сахар)
Воспитатель: А в какой по счету кармашек, мы поставим картинку с сахаром, почему? Молодцы! Ребята посмотрите на что похож сахар? А похож ли сахар на соль? Почему вы так считаете? А чем сахар отличается? А как мы это проверим? Ну давайте попробуем! Ну так какой сахарный вкус? Действительно очень вкусный, сладкий! Ребята, чтобы нам не нарушить пропорции рецепта, возьмите сахара одну чайную ложку и добавьте в миску с соленой водой, и перемешайте. Посмотрите, что произошло с сахаром? Конечно сахар, как и соль растворим в воде. Ребята, а какой четвертый компонент, вы узнаете, когда стихотворение прослушаете.
4. Тесто быстро поднимают,
Кто печет тот это знает,
Сохранить сухими можно
Догадались? Это дрожжи.
Воспитатель: Посмотрите, какая цифра на карточке с дрожжами? Куда мы ее поставим, почему? Вот и четвертый кармашек занят, молодцы ребята! Современные повара в тесто добавляют дрожжи. Давайте рассмотрим дрожжи. На что похожи дрожжи? Ребята, дрожжи — это живые бактерии, они и делают тесто пышным и мягким. Когда дрожжи сухие, то они спят. А как выдумаете, как их можно разбудить? Конечно добавить их в воду. В нашей воде уже есть сахар, которым дрожжи будут питаться, и от этого они будут расти. Для нашего рецепта нам необходима 1 чайная ложка дрожжей. Добавьте одну чайную ложку дрожжей в миску с солено-сладкой водой, и хорошенько размешайте. Что происходит с дрожжами? Дрожжи растворились в воде? А какая теперь стала вода в миске? А теперь самое время разгадать последний ингредиент.
5. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины,
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
Воспитатель: Вот молодцы ребята последний ингредиент отгадали. Ребята, а как выдумаете важно соблюдать последовательность замешивания ингредиентов в тесте? А почему это так важно? Вот послушайте одну историю: однажды нерадивый пекарь решил не тратить время на измерение пропорций ингредиентов, и последовательность замешивания теста тоже не стал соблюдать: взял сколько ему захотелось и соли, и сахара, и дрожжей, и муки, и воды, все сразу перемешал. Как вы думаете, какой получился у него хлеб? Конечно ребята, такой хлеб будет твердым, жестким, каменным.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот муку отгадали и наш плакат «Рецепт хлеба в картинках» теперь готов! Ребята, давайте вспомним какая бывает мука? Да, верно, мука бывает ржаная и пшеничная. А почему муку называют ржаной? А почему муку называют пшеничной? У вас на столе лежит пшеничная мука, у меня ржаная. Посмотрите, чем отличается ржаная от пшеничной? Да цветом, вот интересно имеют ли пшеничная и ржаная мука запах? Как мы это проверим? Давайте осторожно понюхаем. Да, запах какой-то особенный и очень похожий. А как проверить, сыпучая ли мука? А если мы просеем муку через сито, что произойдет с мукой? Сейчас мы это проверим? Нам необходим один стакан муки. Набираем муку в стакан и просеиваем ее через сито, чтобы убрать комочки, наполнить воздухом. Теперь пора добавить муку в нашу миску. Ребята вы тесто замесили из пшеничной муки, а давайте я замешу из ржаной муки, а потом мы сравним по вкусу наш хлеб? Чтобы тесто получилось гладкое и эластичное его надо долго перемешивать. А теперь, я вам рассажу один секрет приготовления, который мне рассказала моя бабушка. Для того, чтобы тесто стало эластичное, а хлеб получился пышным, тесто надо хорошенько отбить. Предлагаю каждому из вас отбить свой кусочек теста об стол! Ну ребята, молодцы, и загадки все отгадали и плакат «Рецепт хлеба в картинках» составили, да и тесто замесили! Но тесту необходимо немного отдохнуть, чтобы оно поднялось, «задышало», стало пышным. Ребята, предлагаю и нам немного размяться.
Физ. Минутка:
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками «лепят»)
Пирожки и плюшки
(Поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки, булочки и калачи
Все мы испечем в печи.
(Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(Гладят живот)
Воспитатель: И так ребята, тесто готово, осталось его только выпечь. А сначала тесто мы поместим в формы. А как вы думаете, почему мы это делаем? Да, для того чтобы хлеб принял форму. Только смажем формы маслом. Ребята, зачем форму смазывают маслом? Конечно, чтобы наш хлеб не прилип, и его было удобно вынимать из формы! Вот и готов наш хлеб, осталось его только выпечь. На хлебозаводе, цех в котором пекут хлеб называется пекарный цех! А мы отнесем наши формы с тестом на кухню, и попросим нашего повара испечь наш хлеб в духовке.
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня побывали настоящими пекарями! Сами тесто научились замешивать и при этом соблюдать пропорции ингредиентов. А вам ребята, понравилось самим тесто замешивать? А что вам понравилось больше всего? Кого бы хотели угостить своим хлебом? А захотелось вам дома вместе с родителями, хлеб испечь? А нам придется немного подождать, пока хлеб испечется, и мы попробуем что у нас получилось!
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
2. Емельянова Э. Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
3. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
4. Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
5. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
6. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. — М. : ТЦ
7. По секрету всему свету. Как получается хлеб. Автор: ТК «Радость моя» https://youtu.be/oeWNlZRSgNM