Тюпина Евгения
Конспект занятия с элементами экспериментирования в средней группе «Освобождение бусин из ледяного плена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования в средней группе
«Освобождение бусин из ледяного плена»
Цель: Продолжать развивать познавательную активность у детей через создание проблемной ситуации.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность детей:
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования в средней группе „Освобождение бусин из ледяного плена“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Средняя группа
- Темочки
• развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
• умение планировать этапы своих действий;
• находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций.
2. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда-тает в тепле, на морозе вода превращается в лед.
3. Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков работы с водой, льдом.
5. Активизировать речь детей и обогащать словарь детей.
6. Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к неживой природе, друг другу. Развивать эмпатию, желание помочь другим.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Воспитывать уверенность в себе, в своих действиях.
Материалы и оборудование: аудиозапись звука ручья, посылка, письмо, замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, пластиковые тарелочки, пластиковые ложки, губки, салфетки, маска «бусинки».
Предварительная работа: игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок
Методические приемы: сюрпризные моменты, проблемная ситуация, отгадывание загадок, экспериментальная деятельность, беседа, наблюдение.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись ручья.
Воспитатель: ребята, послушайте и определите, что это звучит. Действительно – это звучит водичка. Так бежит ручей.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Ребята, а мы сможем прожить без воды? Почему? Чем она полезна? Для чего она нужна? Какую пользу приносит человеку? Растениям? Как называются различные места где хранится, течет вода?
Воспитатель: Загадка
«Осторожная лисица, подошла воды напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда!
Дети: Лед.
Воспитатель: Что случится с водой?
Дети: Она превратилась в лед, замерзла…
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот эту посылку (показывает и достаёт её содержимое). Давайте посмотрим, что же там и от кого. Ребята, в посылке письмо и…. льдинки.
Письмо от Маши:
«Здравствуйте, ребята! Шла я к Мишке в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мишка помог мне их достать, да только бусинки заморозились и попали в ледяной плен. Как же мне быть? Что делать? Может, вы мне сможете помочь?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы чем-то помочь Маше? А как можно освободить бусинки из ледяного плена? (дети выдвигают предположения)
Воспитатель: (Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»). Можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придётся);
- есть специальное сверло (ледобур, которым бурят лёд рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в тёплую воду, там лёд растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло.
Дети выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- оставить в тарелочке на столе;
- положить в тёплую воду.
Воспитатель помогает детям подготовить всё необходимое для проведения опыта и проверить свои гипотезы. Затем часть льдинок дети кладут на тарелочку и ставят на батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой.
Воспитатель: Пока наши льдинки тают, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же произошло с льдинками, где они быстрее растаяли?
После наблюдения дети делают выводы:
- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода
- на тарелочке бусинки таяли дольше всего
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Воспитатель: Ребята, бусинки мы освободили. Я вам предлагаю сделать для Маши новые, красивые бусы. Как Вы думаете, как их можно сделать?
Дети: На ниточку собрать бусины. (Дети по очереди надевают бусины на нить).
Воспитатель: Ребята, какие же красивые бусы у нас получились! Маше будет очень приятно получить такой сюрприз от нас.
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть.
Игра «Освободим бусинку из ледяного плена».
Ребёнок-бусинка выбирается считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» - воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками, растопить льдинки. Дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? Что запомнили о свойствах льда? Какие опыты провели? Какие выводы сделали? Что понравилось?
- Спасибо всем за работу.