Наталья Баканова
Конспект занятия с элементами тренинга профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с элементами тренинга профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе
Существенно снижающим уровень конфликтности является благоприятный психологический климат в коллективе. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений серьёзный фактор, влияющий на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель занятий: формирование благоприятного психологического микроклимата, способствующего профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе
Задачи:
• формировать благоприятный психологический климат внутри коллектива;
• способствовать созданию атмосферу раскрепощения членов коллектива, установления контактов между ними;
• использовать средства эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
Участники: педагоги
Оборудование: памятки с правилами работы в группе, лента, круг из ватмана для создания мандалы, шкатулка, зеркало, цветная пастель, листы А4 по количеству участников
Ход занятия
Вводная часть
Психолог: Мы с вами сегодня встретились, чтобы лучше понять себя, друг друга. Каждый тренинг проходит при выполнении следующих правила.
1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
3. Право говорить и обязанность слушать.
4. Активность.
5. Правило «стоп».
6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.
А теперь предлагаю вам создать общую групповую мандалу, которая будет отражением нашего коллектива.
Упражнение: «Мандала-инсталляция»
Цель: объединения группы, создания групповой безопасности
На круг из ватмана каждый участник, называя своё имя, выкладывает предмет –любой, что имеется в комнате или лично у участника. После того, как мандала будет собрана, уточнить чувства, эмоции, которые вызывает получившаяся мандала.
Основная часть
Психолог: А сейчас у вас есть возможность заглянуть в волшебную шкатулку.
Упражнение «Шкатулка»
Цель: осознание собственной ценности и индивидуальности
После того как все участники закрыли глаза, психолог передаёт по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
Анализ упражнения:
1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Психолог: Каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим. И при плодотворном взаимодействии всех вас обязательно получается что-то не менее уникальное.
Все мы любим слушать сказки, часто нам приходится и сочинять их. Я предлагаю вам сочинить общую сказку.
Упражнение "Сказка"
Цель: взаимодействовие друг с другом и внимательное отношение к словам своим и партнеров по общению, развитие фантазию; снятие напряжения.
Группа садится в круг, и руководитель начинает рассказывать историю, например:
- Жил-был король, у которого была невеста, и любил он её больше всех на свете.
- Жил-был замечательный музыкант, который как-то шёл через лес и думал о разных вещах.
Когда больше не осталось ничего, о чём он мог бы подумать, он сказал себе: «Время течёт очень долго в этом огромном лесу; я хотел бы найти себе хорошего попутчика.
- Жила-была старая королева, которая была очень, больна и думала про себя: «Я, наверное, скоро умру.».
- Жила-была одна девушка, которая целый день ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала.
-Жил-был могучий король, у которого было три сына, и любил он их больше жизни. Он думал: «Хорошо бы было, если бы мои сыновья отправились посмотреть мир.»
Психолог держит в руках небольшой мяч, после начала рассказа он бросает мяч кому-нибудь из группы. Этот человек должен будет продолжить историю - можно произнести слово, а можно и несколько предложений. После этого он бросает мячик другому участнику. Никто из игроков не знает, когда наступит его очередь, и поэтому вынужден очень внимательно слушать то, что рассказывают другие. Постепенно в историю вводятся новые герои и новые сюжетные линии, но участников нужно предупредить, что придуманная ими сказка должна иметь хороший конец.
Также участники предупреждаются, что рассказ каждого должен состоять не более чем из 3-4 предложений.
В обсуждении обращается внимание на различия взглядов и мнений (проявляющиеся в изложении сюжета, умение участников принимать чужую точку зрения, находить конструктивное решение. Эти навыки необходимы для эффективного разрешения конфликтов.
Упражнение «Диалог на бумаге» (рисуночная техника)
Психолог: Общение может быть как вербальным, так и невербальным. Сейчас диалог мы будем вести на бумаге, то есть используя только рисуночные и графические изображения. Для этого у каждого из вас будет пастельный мелок и один на двоих лист бумаги. На общение вам даётся восемь минут времени. Вы можете для этого использовать только бумагу и пастель, речь не используется.
После выполнения упражнения:
— Как вам общалось друг с другом (было некомфортно, удобно, интересно?
— Вы удовлетворены процессом взаимодействия? Какие факторы на это оказывали влияние?
— Вы удовлетворены результатом? Какой результат вы получили?
— Вы хорошо понимали друг друга?
Психолог: В начале нашего тренинга вы создали мандалу-инсталяцию, сейчас предлагаю сделать «живую мандалу».
Упражнение: «Мандала-инсталляция»
Цель: объединение группы, закрепление положительного настроя
В круг из ленты встаёт каждый участник, выбрав любую позу. Важно каждому участнику обратиться к своим ощущения, чувствам, которые были вызваны сплочением в мандале. По желанию, высказываются.
Психолог: Предлагаю вам послушать историю древнего баснописца Эзопа:
«Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ скорее, чем ты".
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но, чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец, Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.»
- Эти слова важно помнить каждому из нас.
Завершающая часть (рефлексия)
Психолог: Наша встреча завершается.
Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь. "
Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут.
Литература
1. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб. : Речь, 2010. — 189 с. /
2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.