Нечаева Елена Олеговна
Конспект занятия с родителями «Зависимости детей и подростков. Как помочь ребенку стать независимым»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зависимости детей и подростков. Как помочь ребенку стать независимым»
Цель: профилактика зависимых состояний.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «зависимость», её видами;
- выявить причины возникновения зависимостей;
- разработать и распространить рекомендации для родителей по профилактике зависимых состояний.
Темочки:
Оборудование: ватман, цветные стикеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги.
Рассаживаем полукругом.
1 слайд
Ведущий 1. Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня не будет никакой лекции, никаких докладов и вам не придется особенно скучать. Мы будем с вами много говорить, обсуждать, возражать, удивляться, спорить, может быть. Сегодня на занятии мы поговорим о вредных привычках, о видах зависимостей и о том как уберечь наших детей от того или иного вида зависимости.
Ведущий 2. Современный мир предоставляет человеку множество соблазнов. Телевидение стало интерактивным, интернет – высокоскоростным, питание – быстрым, шопинг – в рассрочку. И в этом круговороте влияния адаптационные возможности человека играют с ним злую шутку. Возникает привыкание к определенным видам деятельности и поведения, а затем и зависимость от них.
Предлагаю вам сразу включиться в работу. Вопрос родителям : «Как вы думаете, что такое привычка? Что такое зависимость?» (Ответы родителей).
Слайд 2
Привычка – это поведение, склонность к чему-либо, ставшие для человека обыденными, постоянными в его жизни.
Зависимость – это внутреннее состояние человека, проявляющееся в навязчивом стремлении выполнять определенные действия, которые ведут к болезни и разрушают личность индивида.
Слайд 3
Ведущий 1. Рядом со словом зависимость рука об руку идёт такое понятие как «созависимость». Если в семье выявляется зависимый, то с ним рядом где-то надо искать созависимого.
( Пример: если в семье у ребёнка есть какая-то зависимость, то родитель в данной ситуации созависимый).
Слайд 4, 5.
Упражнение «Ранжирование зависимостей».
Ведущий 2. Мы раздали вам анкеты, в которых перечислены основные виды зависимостей или вредных привычек. Просим вас проранжировать места от 1 до 10 самые актуальные на ваш взгляд зависимости, которые существуют в современном мире в молодёжной среде.
Анкета «Ранжирование зависимостей»
1. Алкоголизм
2. Наркомания
3. Табакокурение
4. Интернет-зависимость (игромания)
5. Переедание
6. Телемания
7. Мобильная зависимость (зависимость от телефона)
8. Малоподвижный образ жизни (зависимость от транспорта)
9. Шопоголизм
10. Трудоголизм
Подведение итогов.
1. Какая зависимость стоит на 1-ом месте, на 2-ом, на 3-м.
Параллельно ведущий на ватмане записывает полученные результаты и делает выводы.
Статистика
Мы хотим привести результаты анкетирования «Компьютерная зависимость». Результаты на наш взгляд будут вам интересны.
Было проведено анкетирование среди 93 подростков нашего города : «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков».
Прошу обратить внимание на слайд.
6. Диаграмма
Все из опрошенных зарегистрированы в социальных сетях и все более чем в одной.
82 человека из опрошенных играют в сетевые игры;
Около 60 опрошенных более 5 часов проводят в интернете.
Вывод: в настоящее время данная зависимость стала серьезной проблемой нашего общества. К сожалению, не только для детей, но и для взрослых. Все чаще можно увидеть такую картину: ребенок сидит за компьютером в интернете, а родители в телефоне или аоборот.
Пример. Про детей и родителей.
Предлагаем вам посмотреть видеоролик и затем его обсудить.
Показ ролика.
Ведущий 1. Вопросы для обсуждения:
1. Какие мысли возникли у вас во время просмотра этого видеоролика?
2. Часто ли такие ситуации случаются в жизни?
3. Как можно было избежать этого?
Ведущий 2. Мозговой штурм «Причины и профилактика»
Ведущий делит участников форума на две команды. Задание для 1 команды: «Назовите причины возникновения интернет-зависимости. Задание для 2 команды: «Напишите меры профилактики компьютерной зависимости». На цветных стикерах вы записываете свои ответы и приклеиваете их на флипчарт.
Таблица себе в помощь
Причины возникновения зависимостей
Меры профилактики компьютерной зависимости
1. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Интерес ко всему новому.
5. Подражание сверстникам.
6. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби.
7. Отношениями в семье (сильное давление и завышенные ожидания со стороны родителей или же полное отсутствие внимания).
8. Низкая самооценка. 1. Наличие интересных дел в жизни
(семейный досуг).
2. Личный пример родителей.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
4. Общение родителей и детей.
5. Дружите с его друзьями.
6. Ведите здоровый образ жизни.
7. Воспитывайте твердость характера у своего ребенка и способность отстаивать свою точку зрения.
8. Ставьте себя на его место.
Слайд 7
Слайд 8
Обсуждение результатов.
Ведущий 1. Упражнение «Солнце любви».
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребёнка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все положительные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют своё «солнце любви». Предлагаем вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Цените эти качества и подпитывайте их своей любовью.
Иногда подростку трудно обсудить свои проблемы с родителями. Может им некогда, может их нет рядом. Это не значит, что у ребят нет проблем. Для этого существует детский телефон доверия. О котором сейчас вам расскажет Косарева Е. В.
Мы доверяем пожарным, набирая «01», когда от пожара страдает наше имущество, врачам, набирая «03», когда у нас болит тело. А кому довериться, когда болит душа? А что делать, если с этой душевной болью не смеешь обратиться ни к родителям, ни к друзьям?
Оказывается, здесь могут помочь психологи, если позвонить по телефону 8-800-2000-122 - это номер службы телефона доверия, которая существует для помощи детям, подросткам, а также их родителям в сложных жизненных ситуациях.
I сентября 2018года исполнится восемь лет единому общероссийскому детскому телефону доверия, созданному Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
-Как вы думаете, когда появился первый телефон доверия?
Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация", — услышал он из телефонной трубки и ответил: "Завтра церковь открыта с утра". Наутро святой отец узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, священник дал объявление в газете: "Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток".
Зачинателем и впоследствии руководителем служб телефонов доверия стал англиканский священник Чад Вара.
О себе он пишет так: «У меня не было склонности к самоубийству. Я не бездельничал. Я был занят и нужен другим. Работал викарием прихода, капелланом в больнице, сотрудничал с редакциями иллюстрированных журналов. Все время, остававшееся от занятий с молодежью, молитв с пожилыми или поездок к больным, нуждавшимся в причастии, я стучал на пишущей машинке до двух-трех часов ночи. У меня не оставалось времени понять, счастлив я или нет, и мне удалось сохранить это неведение». В 1953 году он прочел в одной из газет: в Большом Лондоне происходит три самоубийства в день. Это поразило его и обрекло на вопросы: «Что же предпринять, чтобы помочь людям, не захотевшим обра-титься ни к врачу, ни к социальному работнику в нашем замечательном процветающем обществе? К кому они могли бы обратиться? Может, некоторые из них выбрали бы меня? Если спасать жизни так просто, почему бы мне не делать это все время? Но как же им связаться со мной в минуту кризиса?»
Обстоятельства благоприятствовали решению этих вопросов: как раз в это время Чад Вара получил приход в самом центре Лондона и поделился со своей паствой идеей — дать объявление в газетах о своем телефонном номере в церкви с тем, чтобы любой человек, испытывающий нужду, мог позвонить туда в любое время суток так же, как звонят при пожаре, в полицию или скорую помощь : «Перед тем как покончить с собой, позвони мне! Телефон 9000». Идея, подкрепленная рекламой, сработала, и 2 ноября 1953 года у Чада Вары раздался первый звонок, а потом и другие. Несколько недель он управлялся с ними сам. Главное, что он понял за это время: все звонившие прежде всего нуждались в дружеской помощи. Вскоре он осознал, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. И если вначале его потрясло количество людей, которые испытывали нужду в его помощи, то теперь его поразил наплыв желающих помочь оказавшимся в беде. Естественно, он старался беседовать с каждым, предлагавшим свои услуги, но вскоре понял, что и с этим одному не справиться: у церкви Святого Стефана, где он служил, образовалась огромная очередь. Чад Вара оказался в довольно сложной ситуации. И тут помогла добрая английская традиция — чаепитие, которое всегда является благоприятным моментом для знакомства, обмена мнениями и, как оказалось, для разрешения трудных ситуаций. Он предложил тем, кто хотел ему помочь, вначале готовить чай или кофе для тех, кто пришел к нему за помощью. Так за чашкой чая в приемной у кабинета Чада Вары завязывались знакомства и устанавливались контакты. После этого те, кто пил чай, и те, кто его готовил, уходили вместе, одни — с надеждой на благоприятные перемены, другие — с уверенностью, что должны помочь ближнему. Постепенно очередь к Чаду Варе стала редеть, и это было для него вдохновляющим знаком, что традиция начала прививаться. Так появилось общество «Самаритяне» — служба, стремив-шаяся оказывать дружескую помощь по телефону и при встречах. 2 февраля 1954 г.
История развития сети телефонов экстренной психологической помощи Саратова и Саратовской области начинается в 1994 году. В государственном бюджетном учреждении Саратовской области «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья» отделение «Подростковый телефон доверия» открыто в апреле 2002 года. На телефон доверия за 2017годпо проблемам зависимости поступило 143звонка : наркозависимость – 13, алкогольная зависимость – 53, токсикомания – 17, табакокурение – 60 обращений.
Жизненный путь не всегда усыпан розами. Наряду с удачами, счастьем, успехом, случаются неприятности, конфликты, непонимание и, просто плохое настроение. Бывает у вас такое? Давайте поговорим об этом. Как вы справляетесь с проблемами?
Возможные ответы:- Слушаю музыку. - Играю на компьютере. - Читаю.
- Иду, куда глаза глядят. …- Звоню другу
Доверие - это чувство, его чувствуют, как, например, радость или боль, удовольствие или печаль.
В бизнесе критерием доверия, могут быть, например, деньги, сумма, которую без риска можно одолжить тому или иному партнеру.
И если не деньгами, то доверие выражается другими категориями, скажем, моральными или нравственными.
Мы всегда говорим: «Этому человеку я доверяю больше, этого нужно проверить, у меня есть сомнения доверять ему или нет». Помните пословицы – «друга можно познать в беде!», о «пуде соли», которую надо обязательно вместе съесть и т. д.
2. «Ситуации» - групповая работа.
Ведущий предлагает участникам форума ситуации (они на карточках, с которыми подростки и их родители могут обратиться на «Телефон доверия». Задача участников определить, по каким вопросам, как им кажется можно обратиться к специалисту Телефона доверия? А какие вопросы не являются психологической направленности и не стоят обсуждения.
Ситуации.
-Хочу скорее стать взрослым.
-Хочу улететь на Марс.
-Учусь в 11 классе, скоро предстоит сделать выбор, определиться с профессией. А я не знаю, что хочу. Какую профессию выбрать и кем стать в будущем?
-Меня постоянно дразнят в классе. Я огрызаюсь, не помогает. Мама считает, что я сам виноват. Боюсь, что мне достанется. Помогите.
- Я поругалась с лучшей подругой, из-за какой-то ерунды, очень переживаю. Знаю, что виновата я сама, но подойти не могу. Помогите!
- Хочу убежать из дома. Надоели родителисо своими замечаниями : одеваюсь не так, друзья ни те. Что делать? Они считают, что всегда правы.
Обсуждение: все согласны если нет, то почему?
Работа с притчей:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Что вы можете сказать? Как вы это понимаете?
Ребенка не обязательно учить и воспитывать. Просто надо самому быть добрым, честным, активным, нравственным человеком, любить своих родителей, родину, животных. Дети это будут видеть каждый день и поступать так же.