Рябошапко Наталья
Конспект занятия с использованием экспериментирования для старшей группы «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы «Волшебница-соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Программное содержание:
1)способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
2) уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия с использованием экспериментирования для старшей группы „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;
6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование для педагога: соль, сахар, интерактивная доска, слайды по ознакомлению с солью, указка, баночки с солью и с сахаром; грубая ткань, 10% раствор соли, «Дорожка здоровья»
Оборудование для детей: набор картинок дверей и ключей; клеёнчатые фартуки (белые халаты, оборудование для опыта № 1: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки скатерть; оборудование для опыта № 2: подносы на каждого ребёнка, соль, скатерть, влажные салфетки; мешочки с солью, медали на каждого ребёнка «Юному ученому».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. В группу заходит Симка (герой мультфильма «Фиксики»). Оглядывается.
Симка: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Дети: -
Симка: - Вижу узнали. Давайте, теперь встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем добра и здоровья друг другу.
(игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Вот теперь все познакомились и подружились.
Симка: – Ребята, я рада, что вы меня узнали! А братца Нолика здесь не видели? Я попросила его принести для вас одно сыпучее вещество, но он наверно где-то задержался. Нолик должен сюда прийти с одним веществом,а вот с каким? вы должны угадать!
Загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Симка: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
(ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах : поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная : мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Симка: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Симка: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? (показ слайда) .
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Симка: -Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для человека, растений, животных. В чем же ее вред? (показ слайдов) .
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук) .
В группу забегает Нолик, не здороваясь, сразу быстро подходит к Симке
в руках у него разнос с баночками.
Нолик:- Симка, прости,что я так долго задержался. В твоем шкафу так много баночек, к тому же они все одинаковые и вещества в них все сыпучие, и все белого цвета. Так что извини, где в них соль – разбирайтесь сами.
Симка:- Нолик, ты забыл поздороваться с ребятами.
Нолик:-Ой, простите меня, я так спешил. Здравствуйте ребята!
Симка:- Ребята, вы поможете мне в этом разобраться?
Дети:
Симка:- Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети:- Лаборатория.
Симка:- Чтобы в будущем стать настоящими учеными- исследователями, я предлагаю сначала превратиться в «лаборантов-учёных», и начать проводить опыты с солью
Симка:- Готовы? Тогда отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Симка:- Ой, а двери в лабораторию закрыты! Давайте посчитаем, сколько перед нами дверей. Считаем (10). Сколько, дверей мы посчитали? (ответы детей)
Чтобы нам туда попасть, нужно каждому из вас подобрать ключ к двери. А вот и ключи от дверей. Каждый возьмите ключ и откройте нужную вам дверь. (дети подбирают ключи в соответствии с цифрами на двери) .
-Молодцы, ребята, вы правильно подобрали ключи к дверям, и они открылись (скрип двери)
Входим в лабораторию. звучит волшебная музыка, дети одевают клеёнчатые фартуки)
Аудиозапись: «Внимание! Аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!
СИМКА:- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Симка:- Посмотрите внимательно, какого цвета вещества в баночках? (ответы детей)
-А чем отличается? (ответы детей)
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)
-А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)
-А как же нам всё-таки определить что это? (ответы детей)
Давайте попробуем на вкус.
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
( можно показать карточки рецепторов: глаз, нос,рука, язык)
Сегодня мы с вами будем исследовать соль и поэтому баночку с сахаром отставьте в сторону.
Симка:- Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Симка:- Итак, начнем наши опыты: возьмите стаканчики с солью, еще раз повторим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало) Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус водыРебята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.
(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней) .
Опыт № 1. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль- волшебница»
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».
Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.
Дети наблюдают и делают вывод.
Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
Опыт №3. «Солью можно рисовать».
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования солью, предлагает нарисовать зимний пейзаж. Симка дает детям аппликацию (на темном фоне наклеены силуэты деревьев) предлагает с помощью клея ПВА и соли нарисовать снег. (показывает) Сначала клеем прорисовываем снег на деревьях (обратить внимание,что снег лежит на каждой веточке и на стволе) на земле. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Пока дети рисуют звучит музыка.
Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.
Нолик:- Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус (берет два стакана с одинаковым количеством воды и разводит в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливает стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
Анализ занятия :
Для закрепления материала Симка и Нолик проводят игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли) .
Нолик:- Ребята, какие вы молодцы! Так много узнали и запомнили о соли, а вот на ощупь сможете узнать нашу волшебницу- соль?
Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.
Симка:- На память о нашем занятии я хочу вам подарить сувенир из цветной соли.
Нолик:- За вашу смекалку,старания и стремления к исследованиям я хочу вручить вам медали «Юному ученому».
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть.