Ляйля Хабибуллина
Конспект занятия с использованием мнемотехники по развитию речи в старшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: 1) формировать умения рассказывать по мнемотаблицам;
2) расширять и активизировать словарь по теме «осень»;
3) закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Предварительная работа: беседа о времени года, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятие
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие
Публикация «Конспект занятия с использованием мнемотехники по развитию речи в старшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение очень внимательно.
«Уж небо осенью дышало.» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Давайте с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? Ответы детей: (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Стук в дверь, появляется корзина с осенними картинками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут составить рассказ про осень.
Воспитатель: Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.
-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но еле еле греет)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью идут частые дожди)
-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными и оранжевыми, они высыхают и опадают, деревья остаются голыми)
-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают на юг, а зимующие остаются с нами зимовать)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, у заяца и белки шерсть становится густым, медведь и ёж готовятся к зимней спячке.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.
Воспитатель: А сейчас предлагаю отдохнуть
Физминутка.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель: Молодцы ребята
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая интересная таблица у нас получилась из наших мнемоквадратов, я предлагаю вам составить по данной таблице рассказ, сначала внимательно послушайте мой рассказ, а потом вы мне составите свои интересные рассказы.
Рассказа по мнемотаблице :
Воспитатель: Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Осенью идут частые дожди. Листья на деревьях становятся желтыми, красными и оранжевыми, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают на юг, а зимующие остаются с нами зимовать. Животные готовятся к зиме, у заяца и белки шерсть становится густым, медведь и ёжик готовятся к зимней спячке.
Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)
Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?
-Что вам сегодня понравилось?
- Вам было легко или трудно?
- А что именно было вам трудно?
-Какая бывает осень?
Воспитатель: -Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.