НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Конспект занятия с использованием ИКТ и игр по ТРИЗ в средней группе «Здравствуй, ёжик!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здравствуй, ёжик!» Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных процессов. Живя в городе, наши дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным – дети с увлечением рассказывали о своих домашних питомцах, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, обращали внимание на иллюстрации из книг, пытались рисовать животных. В результате данного наблюдения я выяснила, что дети имеют большее представление о жизни домашних животных, нежели о жизни диких животных в естественных условиях. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животном мире в природе.
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ и игр по ТРИЗ в средней группе „Здравствуй, ёжик!“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Цель: Дать детям представления о еже: его внешний вид, движения, питание, повадки; расширить и углубить уже имеющие знания.
Задачи: Образовательные:
Формировать целостную картину мира через знакомство с ежом : его внешним видом, движением, питанием, повадками, с его потомством, расширять кругозор детей. Закрепить названия детенышей животных.
Продолжать формировать связную речь, умение отвечать на вопросы, активизировать словарь детей (зверь, детеныш, ежонок, ежата,
Развивающие: Продолжать развивать навыки познавательно – исследовательской деятельности. Развивать память, мышление, логику (умение делать выводы и умозаключения, внимание (умение видеть главное, двигательную активность, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, творческие умения и способности. Продолжать развивать у детей интерес к лепке из пластилина.
Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни животных, умение сопереживать, желание помочь. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
Показ презентации: «Здравствуй, ежик». Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках.
Игрушки: кошка, птица, белка, ёжик;
Раздаточный материал: заготовки из пластилина, для «иголок» макароны (спагетти) (в тарелочках, горошины черного перца для глаз и носа, макет полянки для ежиков, доски для лепки, влажные салфетки.
Музыкальное сопровождение: (мелодия «Звуки природы», «Голоса природы. Ежик»).
Предварительная работа: Модель трех вопросов «Здравствуй, ежик» Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.
Чтение стихотворений С. Маршака «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке». Отгадывание загадок о лесных животных.
Используемые источники информации:
Н. В. Коломина. Занятия по экологии в детском саду. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов. Познавательная исследовательская деятельность дошкольников. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей с окружающим миром. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Ход занятия.
1. Мотивационный этап (3 минуты)
Начало занятия в зале.
Воспитатель: Давайте поздороваемся.
Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному. Привет! Небу ясному. Привет!
Люди взрослые и малыши. Вам привет от всей души! (вместе)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то постучался. Давайте посмотрим, кто к нам пришел. Открывают дверь. Дети видят, что там никого нет, только следы чьих – то ножек.
Воспитатель: Ребята, чьи это следы? Интересно! Пойдемте по следам и узнаем, кто и зачем постучал в дверь и убежал. (Следы приводят в музыкальный зал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда следы нас привели? Мы как будто в сказке. Здесь дома, деревья, цветы…
Мы с вами находимся на улице, около леса. Посмотрите, как ярко светит солнышко, слышите, поют птички, ветер колышет деревья…
(Звучит мелодия «Звуки природы» и вдруг раздается чей – то плач).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Дети смотрят по сторонам и видят: в траве лежит кто – то маленький, розовый.
2. Основной этап. (15 минут)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
Воспитатель: Да, наверное, это чей – то детеныш? Давайте, спросим у него кто он такой?
Воспитатель: Ребята, малыш сказал, что не знает, кто он такой и просит помочь найти его маму. Поможем?
Воспитатель: Ребята, наш малыш опять загрустил. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Правильно, он проголодался. Ребята, малыш сказал, что он любит молоко, яйца и мышей. А какое животное все это любит кушать?
Воспитатель: Да, конечно, кошка.
Смотрите, на лавочке дремлет кошка, может это ее детеныш? Давайте посмотрим, похож наш малыш на котенка? Что у них общего? В чем отличие?
Дети сравнивают кошку и малыша по внешним признакам, делают вывод, что это не детеныш кошки, т. е. не котенок.
Воспитатель: Да, вы правы это не котенок, но любит кушать молоко, яйца и мышей. Ребята, малыш говорит, что еще он любит кушать червяков, жуков и гусениц. Как вы думаете, кто ест такую пищу?
Воспитатель: Смотрите, на дереве сидит птица. Возможно, он птенец? Давайте внимательно ее рассмотрим и сравним с нашим малышом. Чем они отличаются? А есть что - то общее?
Дети сравнивают птицу и детеныша по внешним признакам, делают вывод, что это не птенец.
Воспитатель: Да, правда, это не птенец, но он тоже, как птица, кушает червяков, жуков и гусениц. Ребята, малыш сказал, что он очень любит кушать яблоки и грибы. Какой зверек тоже любит это кушать?
Воспитатель: Ребята, на елке белки, да не одна, а целых две. Подойдем поближе и посмотрим на них. Сравним, может быть, наш малыш – белка? Посмотрим, что у них общего? Чем они отличаются? Может, это их детеныш?
Дети рассматривают белок и сравнивают их с малышом по внешним признакам, делают вывод, что это не бельчонок.
Воспитатель: Да, ребята, это не котенок, но любит молоко, яйца и мышей; это не птенец, но любит червяков, жуков и гусениц; это не бельчонок, но любит яблоки и грибы. Чей же это детеныш?
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Это кто в траве шуршит И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмешь, Кто же это, дети?
Дети: Еж. (Звучит мелодия «Голоса природы. Ежик»)
Дети находят возле елок ежа.
Воспитатель: Как вы думаете, может наш малыш быть ежонком?
Воспитатель: Правильно, это маленький ежонок. Посмотрите, ребята, в гнезде еще такие же розовые малыши, голые, без иголок и слепые. Дети рассматривают новорожденных ежат в гнезде. Воспитатель показывает маленьких ежат (заготовки из пластилина)
Воспитатель: Мама ежиха хочет нам рассказать и показать, как живут ежи в природе. Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Показ презентации: «Здравствуй, ежик»
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали о жизни ежей. Ребята, вспомните, какие рождаются маленькие ежата?
Воспитатель: Ребята, смотрите, наши ежата немного подросли, и у них должны открыться глазки и появиться иголки. А мы им в этом поможем. Согласны?
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Перед началом работы проводит пальчиковую гимнастику «Два ежа».
Шли по лесу два ежа, Шли спокойно не спеша. На спине иголки Длинные и колкие. Чуть шуршали листьями И травкой зубки чистили.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию ежа, внимательно рассматриваем форму туловища, головы, наличие носа, глаз, ушей, лап и иголок, какой формы, где расположены. При помощи черного перца горошком оформляем ежу мордочку – прикрепляем носик и два глаза. Затем, из макарон спагетти, делаем колючую шубку ёжику.
Самостоятельная деятельность детей.
Выполненную работу (ёжика) ставим на макет полянки.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Какие симпатичные получились ежата! Я предлагаю из квадрата Воскобовича сделать для ежика домик, а затем приготовить угощение для ежика- собрать грибочки в корзинки.
Физминутка «Хитрый еж»
Вот свернулся ёж в клубок,
Может, ёжик, ты продрог (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)
Солнца луч ежа коснулся - Ёжик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)
Хитрый ёжик, хитрый ёж,
На клубочек он похож (вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения)
На спине иголки
Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)
Ёж по тропке побежал,
Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим, (ладони складывают черпачком)
Но не тронем колкие. На спине иголки мы.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Паровозик». Нужно разложить картинки по порядку – от новорожденного ежонка до взрослого ежа. Самостоятельная деятельность детей. Получился целый поезд.
3. Итоговый этап. (2 минуты)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Рефлексия: - КОМУ ЖЕ МЫ СЕГОДНЯ ПОМОГАЛИ? Правильно, мы помогли маленькому ежонку узнать, чей он малыш и отыскали его маму. Что было самым интересным? Да, мы узнали много нового о жизни ежей.
С кем мы сегодня познакомились? Где они живут? Чем питаются?
Какими рождаются маленькие ежата? Когда у них появляются иголки?
Для чего ежу иголки? Воспитатель: Ребята, мама – ежиха благодарит вас за помощь и в подарок вам оставляет корзину с угощением! Попрощаемся с семьей ежей. До свидания! А мне хочется нашу встречу закончить такими словами:
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!