Инна Осипова
«Наша Пенза». Конспект занятия с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования школа развития детского творчества города Пензы им. Ю. Е. Яничкина
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом
«Наша Пенза»
Преподаватель:
Осипова ИннаГеннадьевна
г. Пенза 2024г.
Образовательные области.
«Познание».
Публикация «„Наша Пенза“, Конспект занятия с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пензенская область, Пенза
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Расширять, уточнять знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, достопримечательностях.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных народностей (обычаям,костюмам, фольклору).
Систематизировать знания о символике города.
Развивать познавательные интересы.
Воспитывать чувство патриотизма.
«Коммуникация».
Учить детей поддерживать беседу, инициативно высказываться.
Расширять словарный запас: флаг, герб, фольклор, название элементов национальных костюмов: ( мордовский : «панар»- рубаха женского костюма, сапоне»-передник, фартук, «карс» -пояс. «панго», «шлыган»- головные уборы, «пулай»-набедренник; чувашский: «кульмак»- туникообразная рубаха женского костюма, «сапун»-передник, «хушка»- шапочка, «суха»-шейные украшения из монет; татарский: «калфак»- вышатая бархатная шапочка для женского костюма, «тюбитейка»-головной убор у мужчин, «ичиги»- обувь из мягкой кожи, «фирта»- нагрудник; русский: «кокошник» - женский головной убор; «запон»- передник, «понева» - юбка (черная) в клетку, которую одевали замужние женщины до рождения первого ребёнка); ров, вал.
«Музыка».
Поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на неё.
Слушать песни пензенского поэта и композитора В. Бахтина и В. Стрельцова
«Край мой Пензенский», русскую народную песню «Жалобы девушки».
«Художественное творчество».
Стимулировать творческую активность детей в создании собственных вариантов флага и герба города Пензы.
Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных материалов, технических способов.
«Художественная литература».
Читать произведения, посвящённые различным современным событиям.
Предшествующая работа.
Беседа о городе, рассматривание иллюстраций, чтение книг, заучивание стихов, пословиц, поговорок, частушек, игры разных народов.
Оборудование.
Фотографии, иллюстрации, слайды.
Изобразительные материалы: бумага, краски, цветные карандаши, кисти.
Магнитофон, аудиозаписи.
Ход.
Воспитатель раскладывает атрибуты в уголке познания: фотографии достопримечательностей Пензы, альбомы, флаг, герб города.
Дети подходят к ней, интересуются, что она делает.
Воспитатель спрашивает их хотели бы они узнать побольше о городе Пензе? (согласие детей).
Предлагает детям рассмотреть фотографии на тему «Наш город».
Рассматривая с детьми фотографии, воспитатель спрашивает, узнали ли дети изображённые районы города, что они могут рассказать. Поощряет детей за интересные ответы.
Интересуется, всегда ли Пенза была такой?
-Кто знает, каким был город давным-давно?
-Зачем его построили?
Воспитатель создаёт условия для того, чтобы все дети рассуждали, подводит к выводу, что строительство нашего города начиналось с крепости.
Вместе с детьми рассматривают фотографии крепости, уточняют из чего она состоит (ров,вал, высокие стены с башнями., назначение каждой её части.
Сообщает, что своё название крепость получила от названия реки Пенза.
Воспитатель просит детей вспомнить, видели ли они в нашем городе что-либо похожее на крепость?
Что именно?
Где? (Кто-то из детей может вспомнить о фрагменте крепости на улице Кирова. Если не вспомнят, то воспитатель сама рассказывает об этом месте, используя фотографии).
Педагог сообщает детям о том, что более 350 лет назад в Пензе- появились первые улицы. Улицы Пензы- частица истории. В их названиях отражены занятия людей (улица Пушарская, улица Лекарская, название церквей (улица Рождественская).
Одна из старейших – улица Московская. Более 150 лет носит она своё название, потому что в конце этой улице находилась Московская застава, отсюда начиналась дорога в Москву.
Воспитатель спрашивает детей могут ли они рассказать о современной улице Московской, какие достопримечательности на ней находятся?
Обобщает ответы.
Рассматривают иллюстрации современной Пензы (драматический театр, музей народного творчества, краеведческий музей, фонтан, площадь Ленина,проспект Победы, рассказывают о них.
Педагог обобщает ответы детей, спрашивает, а знают ли они какие народности населяли наш город раньше (мордва, татары, русские, чуваши?
Знакомит детей с их национальным костюмом ( мордовский : «панар»- рубаха женского костюма, сапоне»-передник, фартук, «карс» -пояс. «панго», «шлыган»- головные уборы, «пулай»-набедренник; чувашский: «кульмак»- туникообразная рубаха женского костюма, «сапун»-передник, «хушка»- шапочка, «суха»-шейные украшения из монет; татарский: «калфак»- вышатая бархатная шапочка для женского костюма, «тюбитейка»-головной убор у мужчин, «ичиги»- обувь из мягкой кожи, «фирта»- нагрудник; русский: «кокошник» - женский головной убор; «запон»- передник, «понева» - юбка (черная) в клетку, которую одевали замужние женщины до рождения первого ребёнка).
(Показ слайдов) .
Воспитатель интересуется знакомы ли дети с фольклором этих народностей, знают ли загадки, частушки, пословицы. (Загадывание детьми загадок, чтение пословиц и поговорок)
Русские.
Труд человека кормит, а день портит.
Не печь кормит, а руки.
Рукам работа- душе праздник.
Каков мастер, такова и работа.
Татарские.
Дерево дорого плодами, а человек- делами.
Нерадивый дважды делает.
Ленивому что день, то праздник.
Мордовские.
Песня работу облегчает.
От безделья человек портится.
Пока на себе не испытаешь, ничего не поймёшь.
Дерево живёт благодаря корням,а человек- друзьям.
Чувашские.
Не бойся работы, пусть она тебя боится.
Одна пчела много мёду не принесёт.
Работа страшна глазами, а не руками.
Легко сломать, а сделать трудно.
Обобщает, что все эти народности представители большой, дружной, многонациональной семьи Пензенской губернии. Говорят на разных языках, имеют свои традиции, обряды, но всех их объединяет одно- любовь к Пензенскому краю, они и сейчас живут в в нашем городе (русские, татары, мордва, чуваши, башкиры). Они сохранили свои обычаи и традиции.
Воспитатель предлагает послушать русскую народную песню «Жалобы девушки».
Сообщает детям, что у каждого народа есть не только свои песни и пляски, но и игры и предлагает детям поиграть в мордовскую народную игру «Раю-раю».
Воспитатель интересуется у детей, есть ли у нашего города Пензы флаг и герб?
Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей, рассматривает вместе с ними флаг и герб. Рассказывает о их элементах.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы и нарисовать свой флаг и герб города.
Обсуждение рисунков.
Воспитатель читает.
Три века прошло, как вырос
Первый дом в глуши лесной.
Славься, Пенза! Славься, Пенза!
Мирный город над Сурой.
Интересуется, знают ли дети стихи о Пензе (Чтение детьми стихов)
Звучит песня «Край мой Пензенский» В. Бахтина и В. Стрельцова.
Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить достопримечательности нашего города, сходить в краеведческий музей и музей народного творчества.
Мордовские загадки.
1. Приходит тихо,
Ложиться мягко. (снег)
2. Не кусает, не лает,
А в дом никто не войдёт. (замок)
3. Набежал красный старик,
Всё село утащил. (пожар)
Частушки.
Мордовский народ-
Балагур ещё тот.
Любит шутки да смех,
Эй, девчушки.
Запевайте-ка частушки!
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт,
Хоть не мой черёд,
А я выйду наперёд!
Чувашские пословицы.
-Будешь гладить, так будет гладко.
- Поздно торговать, когда базар кончился.
- От зла берегись заранее.
- Добру учить - добрым быть.
Песня «Жалобы девушки».
(Русская песня)
Ах, кабы на цветы не морозы
И зимой бы цветы расцветали;
Ах, кабы на меня не кручина,
Ни о чём – то бы я не тужила,
Не сидела бы я подпершися,
Не глядела бы я в чистое поле!
И я батюшке говорила,
И я свету всему доносила:
- Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню,
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы.
Не с хоромами жить – с человеком,
Не с богатством жить мне- с советом!
Мордовская народная игра «Раю-раю».
Для игры выбирают двух детей- ворота; остальные играющее - мать с детьми. Дети – ворота поднимают сцепленные руки в верх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребёнок- щит, другой- стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать останется одна, ворота громко спрашивают у неё : щит или стрела. Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Песня «Край мой Пензенский».
1. До чего же ты, край мой, красивый!
Всей душой люблю я тебя,
Уголок необъятной России,
Где деревья шумят и хлеба.
Припев:
Край мой Пензенский, край мой ласковый,
Горизонт лесов и полей.
Я люблю полёт твоих ласточек,
Для меня нет Отчизны милей!
2. Всё мне дорого здесь и знакомо-
Дивный город, родная земля.
Здесь рождение каждого дома
Вместе с городом радуюсь я!
Припев.
3. На окраины сумерки пали,
Но гляжу с Боевой я горы;
Ярко светят огни магистралей,
Бесконечных, как воды Суры.
Припев.
4. Слышу парка приветливый шепот.
Я шагаю навстречу огням.
Будь счастливым, любимый мой город!
Слава, слава твоим землякам!