Динара Проникова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
Тема: «Путешествие по зоопарку».
Подготовила и провела
Проникова Динара Васильевна–
учитель- дефектолог
первой квалификационной категории
Цель: Формирование и расширение предметных представлений по теме «Зоопарк».
Темочки:
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать словарный запас по лексической теме «Зоопарк».
- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (взрослое животное и его детеныш); продолжать работать над согласованием существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Уточнить акустические характеристики звуков т и ть;
- Формировать умение детей отвечать на вопросы взрослого полным и кратким ответом;
- Закрепить знания и представления детей о животных, живущих в зоопарке;
- Формировать знания детей о взрослых животных и их детенышей;
- Развивать умение детей определять животных зоопарка в цветном и силуэтном изображении;
- Продолжать расширять знания детей об окружающем.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Развивать фонематический анализ и представления (определение наличия и места заданного согласного звука в слове).
- Работать над развитием зрительного и слухового внимания;
- Развивать правильное диафрагмальное дыхание;
- Формировать пространственные представления;
- Развивать навыки речевого общения;
- Продолжать формировать умение детей ориентироваться в микропространстве по словесной установке взрослого (ряды/столбики).
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, дисциплины;
- Формировать навыки сотрудничества со взрослыми;
- Стимулировать познавательную активность;
- Воспитывать выдержку и усидчивость во время совместной деятельности.
Оборудование:
- Демонстрационный материал (цветные изображения животных зоопарка);
- Д/и «Цветок» (+4 загадки);
- Два изображения мальчиков в зеленой и синей одежде (обозначение твердого и мягкого зв.)
- Изображение чудо - зверя (зверь с частями тела разных животных).
- Раздаточный материал: силуэтные и цветные изображения животных зоопарка;
- Перфокарты («мамы и детки» взрослые животные и их детеныши);
- Простые карандаши (4 шт.)
- Зеркала (4 шт.);
- Гипсовая фигура Аиста и Лебедя, перья (4 шт., имитация озера;
- Ватман (заготовка для подведения итога занятия) — фронтальное поле для ориентировки по вертикали и горизонтали.
Предварительная работа:
- Формирование представлений о животных и птицах зоопарка.
- Выделение характерных признаков животных зоопарка и птиц.
- Использование аналогичных видов деятельности («цветок», перфокарты, ориентировка в микропространстве, «путаница») на предыдущей лексической теме и теме предметных представлений.
- Посещение родителей с детьми Зоопарка.
- Закрепление сформированных представлений о животных зоопарка в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей (лепка, аппликация, рисование).
- Активизация словаря по лексической теме «Зоопарк.
- Развитие артикуляторной моторики.
- Развитие фонематического анализа и представлений.
- Знакомство с артикуляторно-акустическими характеристиками звуков Т и ТЬ
Ход занятия:
Дефектолог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте, Динара Васильевна.
Дефектолог: Присаживаемся на свои места.
Дети садятся за столы.
Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Ребята, а что же такое зоопарк?
Дети: Зоопарк, место, где живут разные животные.
Дефектолог: Какие именно животные живут в зоопарке?
Дети: В зоопарке живут животные разных стран. Дикие и домашние.
Дефектолог: Для того, чтобы мы с вами оказались в зоопарке, закроем глазки. Дети делают «пальминг»
«В тихом райском уголке
Птицы распевают,
И невиданной красы
Звери проживают.
Люди добрые душой
Охраняют их покой.
Это – чудо, сказка, сад –
Наш любимый зоопарк!» (выставляю заготовку зоопарка на ватмане)
Дефектолог: Мы с вами оказались в зоопарке. Открываем глазки.
Ой, ребята, посмотрите, все клетки пустые, все животные куда- то пропали. Как выдумаете, какие могли быть здесь животные?
Дети: Зебра, крокодил, жираф, верблюд, лошадь и т. д.
Дефектолог: Сейчас мы с вами узнаем какие же животные пропали. Подойдите все к фланелеграфу.
Дети подходят к фланелеграфу, на котором расположена д/и «цветок».
Дефектолог: Слушаем первую загадку:
«В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл -
Всех проглотит …»
Дети: Крокодил
Дефектолог: Правильно. (даю цветное изображение крокодила)
Дефектолог: а теперь найди тень крокодила на лепестках.
ребенок крепит к фланелеграфу, рядом с цветком цветное изображение крокодила.
Дефектолог: Правильно (даю фишку с цветным изображением крокодила)
Ребенок крепит фишку с цветным изображением крокодила на тот лепесток, где находится силуэтное изображение крокодила.
Дефектолог: Вторая загадка:
«Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это -.»
Дети: Лев
Дефектолог: Правильно. (даю цветное изображение льва)
Дефектолог: а теперь найди тень льва на лепестках.
ребенок крепит к фланелеграфу, рядом с цветком цветное изображение льва.
Дефектолог: Правильно (даю фишку с цветным изображением льва)
Ребенок крепит фишку с цветным изображением льва на тот лепесток, где находится силуэтное изображение льва.
Дефектолог: Третья загадка:
«Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он.»
Дети: жираф
Дефектолог: Правильно. (даю цветное изображение жирафа)
Дефектолог: а теперь найди тень жирафа на лепестках
ребенок крепит к фланелеграфу, рядом с цветком цветное изображение жирафа
Дефектолог: Правильно (даю фишку с цветным изображением жирафа)
Ребенок крепит фишку с цветным изображением жирафа на тот лепесток, где находится силуэтное изображение жирафа.
Дефектолог: Четвертая загадка:
«Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый …»
Дети: Слон
Дефектолог: Правильно. (даю цветное изображение слона)
Дефектолог: а теперь найди тень жирафа на лепестках.
ребенок крепит к фланелеграфу, рядом с цветком цветное изображение слона.
Дефектолог: Правильно (даю фишку с цветным изображением слона)
Ребенок крепит фишку с цветным изображением слона на тот лепесток, где находится силуэтное изображение слона
Дефектолог: Давайте еще раз посмотрим каких пропавших животных мы с вами нашли
Дети: Мы нашли льва, слона, жирафа, крокодила
Дефектолог: Молодцы. Присаживаемся на свои места
Дети садятся.
Зрительная гимнастика
Дети сидя на местах делают по установке педагога зрительную гимнастику.
Дефектолог:
«Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.»
Вот и отдохнули наши глазки.
Ой что это за шум?
(иду смотреть что за ширмой шумит).
Дети сидят на местах
Ой, дети, помотрите, кто это? Вы узнаете это зверька?
Дети: Это обезьянка!
Дефектолог: Правильно. Какая замечательная обезьянка! А почему ты здесь прячешься?
Обезьяна: В наш зоопарк прилетал злой волшебник, я успела спрятаться от него, а моих друзей он заколдовал (плачет).
Дефектолог: Не плачь! Ребята, мы поможем обезьянке расколдовать её друзей?
Дети: Да.
Обезьяна: Вот спасибо!
Развитие зрительного гнозиса
Обезьяна: Ребята у меня в руках одна фотография. Я смотрю на неё и ничего не могу понять (вывешивает фотографию). Может быть вы догадаетесь какие животные, были заколдованы волшебником?
Дети: Верблюд, медведь, тигр, бегемот.
Обезьяна: Как вы догадались?
Дети: У этого животного голова бегемота. У этого животного туловище верблюда. У этого животного хвост тигра. У этого животного лапы медведя.
Обезьяна: Какие вы молодцы, повторите ещё раз расколдованных вами животных. (Картинки животных по мере их называния, вывешиваются на фланелеграф).
Дети: Тигр, бегемот, верблюд, белый медведь.
Обезьяна: А теперь познакомьтесь с моими друзьями поближе (картинки животных по одной раздаются детям).
Развитие фонематического анализа и представлений
Дефектолог: Обезьянка, а может ты с нами пойдешь погуляешь по зоопарку?
Обезьяна: С удовольствием.
Дефектолог: Только кто же тогда будет охранять твоих друзей?
Обезьяна: А у меня есть два знакомых мальчика Толик и Тёма, они то нам и помогут. Ребята в имени Толик какой первый звук?
Дети: Т.
Обезьяна: Правильно, а этот звук гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Обезьяна: Он твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Обезьяна: А каким цветом мы обозначаем твердый звук?
Дети: Синим.
Обезьяна: Молодцы. Ребята, а в имени Тёма, какой первый звук?
Дети: Ть.
Обезьяна: А он твердый или мягкий?
Дети: Мягкий.
Обезьяна: А мягкий звук мы каким цветом обозначаем?
Дети: Зеленым.
Обезьяна: Правильно. Ребята, пусть Толик присматривает за животными в названиях, которых спрятался звук Т, а Тёма за животными со звуком Ть.
Дети по очереди выходят к фронтальному фланелеграфу и прикрепляют картинку к нужному мальчику.
Развитие общей моторики
Обезьяна: Ну вот, а теперь мы с вами можем отправиться гулять по зоопарку. Ой, смотрите, кто это там стоит на одной ноге?
Дети: Аист.
Обезьяна: А как вы догадались?
Дети: У него длинный, острый клюв красного цвета; длинная, прямая шея; белое оперение, а кончики крыльев и хвост черные; длинные, красные ноги,
Обезьяна: Напомните, мне ещё раз, как называется эта птица?
Дети: Аист.
Обезьяна: Скажите, а есть ли в её названии звук т?
Дети: Да.
Обезьяна: А где он находится?
Дети: В конце слова.
Обезьяна: Верно, теперь давайте поиграем, повторяйте за мной (стих про аиста).
Длинноносый, аист важный
Машет крыльями отважно
Трудно так весь день стоять,
Ногу вниз не опускать.
Шеей длинною крутить,
за лягушками следить.
Дети повторяют движения за обезьянкой.
Развитие правильного диафрагмального дыхания и артикуляторной моторики
Обезьяна: Пойдемте дальше, я покажу вам наш пруд (рядом с прудом фигура лебедя). Ребята, а это что за птица?
Дети: лебедь
Обезьяна: Как вы узнали его?
Дети: У него короткий широкий клюв; длинная, изогнутая шея; белое оперение; короткие ноги;
Обезьяна: Напомните, мне ещё раз, как называется эта птица?
Дети: Лебедь.
Обезьяна: Скажите, а есть ли в её названии звук ть?
Дети: Да.
Обезьяна: А где он находится?
Дети: В конце слова.
Обезьяна: Ребята, чем покрыто тело у птиц?
Дети: Перьями.
Обезьяна: За то что вы узнали лебедя, он подарил вам каждому по перышку, давайте с вами поиграем.
Дети встают напротив друг друга, один дует, другой ловит.
Обезьяна: Только расскажите мне сначала, как нужно правильно дуть на перышко?
Дети: Вдох делать через нос, плечи не поднимать. Выдох через рот, щеки не надувать.
Обезьяна: Ребята, а теперь загляните-ка в пруд, что вы там видите?
Дети: Свое отражение.
Обезьяна: А где ещё можно увидеть свое отражение?
Дети: В зеркале.
Обезьяна: Ой, а я очень люблю покривляться перед зеркалом, давайте поиграем вместе с вами, повторяйте движения за мной.
Дети повторяют за обезьянкой артикуляторную гимнастику
«Мы пойдем на водопой,
(Надуть щёки).
Напоим зверей водой.
(Поочередное надувание щёк).
Тут и волк, зубами щелк.
(Оскал).
Тут и слон, нам шлет поклон.
(Рупор).
Раз, два, три, четыре, пять:
(Чередование оскал – рупор).
Дальше мы идем гулять.
Вдруг припрыгала мартышка,
(Поочередное поднимание уголков рта).
Покривлялась шалунишка.
Вот и бык жует траву,
(Круговые движения губами).
Не пойдем мешать ему.
Па-па-па, па-па-па –
(Пошлепывания верхней губой языка).
Мы подразним с вами льва.
Та-та-та, та-та-та –
(Легкие покусывания верхними зубами языка).
Нам дразнить его нельзя!
А то храбрый, мудрый лев:
(Положить широкий язык на нижнюю губу).
Съест нас с вами на обед.
(Убрали язычок в рот).»
Обезьяна: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Но теперь мне пора идти!
Дефектолог: Ребята, давайте попрощаемся с обезьянкой!
Дети: До свидания, обезьянка
Обезьяна: До свидания, ребята! А на прощание, я подарю вам свою фотографию, уверенна, вам она ещё пригодится! (Обезьянка уходит).
Спасибо, тебе, обезьянка, что ты к нам пришла! Ты приходи к нам в гости почаще. Дети: До свиданья!
Дети прощаются с обезьянкой.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, пока мы с вами гуляли по нашему зоопарку детеныши нашихживотныхразбежались. Давайте поможем мамам найти своих детенышей. У вас на столах лежат перфокарты посмотрите, слева изображены мамы, а справа детки. Возьмите карандаш и соедините на листе линией маму с ее детенышем.
Дети рассматривают перфокарты, на них слева изображены мамы, а справа детки, между ними лежит лист бумаги на которм надо провести линии карандашом
Дефектолог: Посмотрите, какие животные здесь изображены.
Дети: Лев, тигр, верблюд, слон
Дефектолог: Как мы назовем детеныша льва.
Дети: Львенок.
Дефектолог: Как мы назовем детеныша тигра
Дети: Тигренок
Дефектолог: Как мы назовем детеныша Верблюда?
Дети: Верблюженок.
Дефектолог: Как мы назовем детеныша слона?
Дети: Слоненок.
Дефектолог: Молодцы. Все мамы очень рады, что нашли своих деток. Кладем перфокарты справа от себя.
Давайте вспомним каких животных мы свами нашли. Каждый называет по одному животному.
(Каждый ребенок называет только по одному животному).
Дети: Крокодил, лев, жираф, слон, верблюд, бегемот, белый медведь
Дефектолог: А кто приходил к нам в гости?
Дети: Обезьяна.
Итог занятия.
Дефектолог: Давайте с вами вернем наших животных в клетки. (По словесной установке дети раскладывают на ватмане цветные изображения животных, которых мы находили).
Посади крокодила в правый столбик верхний ряд.
Каждый из детей сажает по два цветных изображения животных по словесной установке в ту клетку, которую называет педагог. После прикрепления животного ребенок проговаривает еще раз название клетки, в которую он посадил животного.
А у меня осталась фотография нашей обезьянки. Я посажу ее в центр. Как еще можно назвать эту клетку?
Дети: Средний столбик, средний ряд
Дефектолог: Спасибо вам, ребята, за наше с вами путешествие в зоопарк. До свидания.
До свидания.
Используемая литература
1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С., Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2008г.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2011г.
3. Л. И. Плаксиной, Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Программы работы в детском саду. – М. Изд. «Экзамен», 2003г.