Елена Серкова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Речевое развитие с детьми с ОВЗ. Звук [Ы]. Буква Ы»
▼ Скачать
План-проект проведения занятия по речевому развитию с детьми ОВЗ
Возрастная группа : старшая.
Учитель-логопед: Серкова Елена Владимировна
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: учить дифференцировать звук [ы] и букву [ы] по артикуляции и звучанию; определять место звука в слове.
Тема: «Звук[Ы] Буква [Ы]»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Речевое развитие с детьми с ОВЗ, Звук [Ы], Буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Уточнить артикуляцию звука [ы];
• Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
• Продолжать знакомить детей с образом буквы [ы];
• Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Коррекционно – развивающие :
• развивать фонематическое восприятие.
• развивать слуховое внимание.
• развивать артикуляционную, мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Планируемые результаты: Сформировать устойчивый интерес к логопедическим занятиям, взаимодействовать с взрослым, закрепить звукопроизношения звука [ы].
Оборудование: презентация, панно букв, фасоль, красные кружки, картинки для определения позиции звука, карандаши.
План-проект проведения познавательной деятельности с использованием интерактивного пола с детьми ОВЗ
Тема: «Звук, слово, предложение»
№ Этапы занятия Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. Психологический настрой
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я хочу начать наше занятие с небольшого стихотворения.
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
-Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! (А, О, У, И, Ы)
- Мы сегодня с вами продолжим знакомство с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Дети располагаются в группе на ковре на стульях
Отвечают дети
Отвечают дети
2 мин.
2. Мотивационно-ориентировачный Логопед: Сегодня к нам в детский сад почтальон принёс письмо для вас. Давайте, его прочитаем «Дорогие ребята, пишет вам письмо ваша будущая первая учительница. Я слышала, что вы умные, способные, терпеливые и добрые дети. И с нетерпением жду вас в школе.
Логопед: Ребята, а давайте обрадуем вашу первую учительницу, и во время занятия сфотографируемся и отправить по почте фотографии. Она увидит, что мы многое уже умеем и знаем, это принесет ей радость.
Дети внимательно слушают письмо 2 мин.
3. Поисковый этап Логопед: Для того, чтобы у нас всё получилось, давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения. Артикуляционная гимнастика.
• Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
• Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
• Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
• Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Логопед: Молодцы., размялись. А теперь продолжаем учиться правильно произносить звук [Ы] сделать фото
Артикуляция звука
-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,
воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
Молодцы. Отложите зеркала в сторону. Дети переходят в зону практической деятельности.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Дети убрали зеркала
3 мин.
4. Практический этап Аудиозапись «Песенка про Ы»
- Про какой звук была песенка?
Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)
Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(дети встают возле парты)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков :
• [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
• МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
• сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
2) Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»?
- Где нам можно узнать значение этого слова?
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
3) Определение позиции звука Ы в слове (середина, конец слова)
(Презентация)
Физкультминутка
«Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
III. а) Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
б) Анализ образа буквы
Логопед рисует букву на доске, с детьми рассматривает букву.
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе карандашом.
Упражнение «Покатай карандаш».
- Будем букву Ы выкладывать из фасоли, готовы.
Логопед фотографирует детей
Дети слушают и повторяют
Выполняют задание логопеда
Ответы детей
Выполняют движения по заданию логопеда
Ответы детей
Просмотр презентации
Дети выполняют физкультминутку
Ответы детей
Выполняют упражнение
Выкладывают букву из фасоли 16 мин.
5. Рефлексивно-оценочный этап Логопед: От кого вы получили письмо?
Какой звук мы сегодня повторяли?
Трудно вам был придумывать слова на этот звук или легко?
Как вы думаете порадуем мы свою учительницу своими фотографиями? Ответы детей 2 мин.