Полина Алексеева
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста «Разноцветный мир чувашский»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательные задачи:
- Приобщать к миру чувашской народной культуры;
- Формировать первичные представления о свойствах чувашской народной игрушки (цвете, размере, количестве, части и целом);
- Формировать умение осваивать признаки раскладывающихся кукол-матрешек;
Темочки:
- Формировать умение соотносить предметы по величине;
- Формировать умение не только подбирать части предмета (матрешек, но и совмещать их в соответствии с рисунком;
Развивающие задачи:
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками по поводу народных игрушек;
- Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать интерес к стихам о русских народных игрушках;
- Обогащать активный словарь (русские матрешки, веселые матрешки);
- Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность;
- Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие чувашской матрешки, в пестрядинной одежде.
Предварительная работа: рассматривание матрешек, проведение дидактических игр, танец с песней про матрешек.
Материалы: проектор, ноутбук, интерактивная доска, колонки,
чувашские матрешки в пестрядинной одежде; для игр на каждого ребенка матрешка, чувашская песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной.
Ход организованной образовательной деятельности:
Вовлечение детей в деятельность.
Воспитатель в чувашском наряде входит группу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите в каком красивом наряде я к вам пришла. Это чувашское национальное платье. Платье белого цвета. Какого цвета? Посмотрите какие красивые узоры вышиты на платье. Узоры красного цвета. Какого цвета узоры? А что это у меня на голове? Мой головной убор похож на шапочку, по-чувашски он называется «тухья» и «хушпу». Давайте вместе скажем «тухья», «хушпу». Моя «тухья» украшена серебристыми кружочками, похожими на монетки. Как красиво, вы со мной согласны?
- У меня есть подружки, и они приглашают нас к себе в гости в «матрешечный» город.
Основная часть.
Звучит чувашская песня «Илемле».
- Посмотрите вокруг… Какой красивый город, в котором живут чудесные чувашские матрешки.
- В домах красного цвета живут чувашские матрешки. Как они одеты? Какое настроение они они у вас вызывают? Что вам хочется делать, когда смотрите на эти чудесные по красоте матрешки? Да, так и хочется рассматривать их.
Рассматривание чувашских матрешек в пестрядинной одежде.
- Эти чувашские матрешки просто загляденье! Одежда на них нарядная, отличается праздничным видом. Чем необычен наряд чувашских матрешек?
- Матрешки-чувашки одеты в интересный и необычный головной убор. А на что он похож? Как он урашен?
-Головные уборы матрешек похожи на шапочки, по-чувашски они называется «тухья» и «хушпу». Эти шапочки красиво украшены разнообразными узорами.
-Расцветка платьев на матрешках разная : красная с черными полосками, зеленая с желтыми и красными полосками.
Художественно-дидактическая игра «Откроем матрешку».
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся матрешку и пригласить ее поиграть с ней. Показывает детям способы открывания матрешки, сопровождая текстом стихотворения:
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри – еще матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном двойняшки просто!
(Из стихотворения «Игрушки. Матрешка» Л. Громовой).
- И вот выстроилась большая кукольная семья. Как замечательно они складываются одна в другую – была одна, а теперь много»
Художественно-дидактическая игра «Соберем матрешки».
Воспитатель предлагает собрать матрешки одна в другую, чтобы получилась одна матрешка.
- Как замечательно они складываются одна в другую – было много, а стала одна:
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всегда одна игрушка.
(Загадка «Матрешка»)
Художественно-дидактическая игра «Расставим матрешек по кругу».
Воспитатель предлагает расставить матрешки по кругу, вокруг обруча, чтобы все могли полюбоваться друг другом и посмотреть в глаза друг другу. Дети любуются матрешками.
Заключительная часть:
Хоровод «Матрешек». Воспитатель предлагает повеселиться.
Рефлексия: Воспитатель задает вопросы детям (подведение итогов) :
- Ребята, скажите, что мы сегодня делали? Ребята, скажите, про кого вы сегодня узнали? Какие они, матрешки? Что для вас было самым интересным?
Игра «Проводим матрешек домой». Воспитатель предлагает «проводить» матрешек «домой» - расставить их в свои дома
Сюрпризный момент. Подарок от матрешек.
Список использованной литературы:
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Васильева Л. Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» : примерная парциальная образовательная программа / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015. – 86 с.
Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.