Ирина Лепёхина
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Киреевский д/с «Солнышко»
Конспект
организованной образовательной деятельности
Тема: «Русская изба»
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (изба, домашняя утварь, внешнее и внутренне убранство).
- Формировать представления детей о вере наших предков в Домового- духа дома.
-Обогащение словаря: наличники, ставни, домовой.
- Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, предложения, делиться впечатлениями.
- Учить делать сувенир- оберег по показу воспитателя, доводя начатое дело до конца, поощрять инициативу при выполнении работы.
- Воспитывать интерес к самобытной красоте жизни наших предков.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и видеофильмах о быте наших предков, чтение художественной литературы, экскурсия в краеведческий музей экспозиция «Изба», оформление мини – музея в группе «Изба» с помощью родителей.
Ход деятельности.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти иллюстрации внимательно. Скажите, на какой из них изображена городская улица?
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Воспитатель: А эта улица где находится (показывает деревенскую улицу)
Воспитатель: Чем же она отличается от городской?
Воспитатель: Дети, а из чего построены деревенские дома?
Ответы детей: (из дерева, кирпича)
Воспитатель: Да, вот такие красивые дома строят сейчас. Но были времена, стояли на природе, на просторе деревянные избы, в которых жили наши прадеды. Из чего строили их?
Ответы детей: Из брёвен.
Воспитатель: Что же такое изба?
Ответы детей: Изба- это жильё из брёвен с печью.
Воспитатель: В старину очень серьёзно относились к строительству дома. Какую пословицу сложили о строительстве дома?
Ответы детей: Дом построить – не шапку на голову надеть!
Воспитатель: Почему так говорят?
Ответы детей: Дом построить очень- очень трудно, много трудиться надо.
Воспитатель: Непростое это дело! Сначала выбирали место, где ставить избу. Выпускали корову, ходит она, щиплет травку, а где приляжет, там и стоять избе. Вот как доверяли чутью коровушки- кормилицы. Как вы думаете, какие деревья использовали для постройки избы?
Ответы детей: Крепкие, прямые, сосновые- они хорошо сохраняют тепло.
Воспитатель: Посмотрите, как строились в старину деревни (осмотр макета деревни). Обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.
Воспитатель: В центре, на пригорке ставили церковь, а избы строили по кругу, как вы думаете, почему?
Ответы детей: В случае беды можно было быстро прийти на помощь друг другу.
Воспитатель: Кстати, а помните, почему дорога между домами называется «улицей»(высказывания детей)
Воспитатель: Да, дети, люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу (показ, называли «лицом».Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?
Ответы детей: Глазами.
Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали наличниками (показать, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями (показать, и весь дом погружался в сон. А теперь я приглашаю вас зайти в избу и рассмотреть её устройство (пригласить к компьютеру, демонстрируя фрагмент видеоролика).
Воспитатель: Чтобы попасть в избу, мы вместе с хозяином поднимаемся на крыльцо. Здесь в сенях зимой холодно, но толстые брёвна не пускают холод в избу (стоп кадр). посмотрите, заходя в избу, хозяин нагнулся, как вы думаете, почему сделан такой неудобный проём, почему порог высокий, притолока низкая? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, притолока низкая, чтобы не уходило тепло из избы, а порог высокий, чтобы холод из сеней не пробирался. Сразу у входа было место хозяина дома. Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. Наш хозяин рыбак плетет новую сеть. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы. Под иконами букет из колосьев пшеницы и еще несколько колосков- под потолком- чтобы жить в сытости. Дети играли тоже на лавках. С другой стороны двери, слева, стояла печь и полати, здесь царствовала хозяйка (стоп). Что здесь вы видите на полках? Какие предметы вам знакомы? (вспоминают экскурсию в музей).
Воспитатель: А что это за странный человечек мелькал на экране?
Ответы детей: Домовой.
Воспитатель: Никто никогда не видел его, но наши прадеды считали, что он охраняет дом от зла и беды. Нам по сказке известен домовёнок Кузя- весёлый, задорный мальчишка, другие представляют его старичком, но в любом случае он считался оберегом дома. По поверью он жил за печкой, а хозяева задабривали его молоком да хлебушком. Вот у меня в руках современный оберег, который я купила в магазине. Видите, какой забавный старичок- домовой! А в старину такие куклы- обереги делались из простых лоскутов, да ниток нашими прабабушками. Я приготовила лоскутки, тесьму, чтобы смастерить куклу оберег, внимательно посмотрите и запомните, как я это делаю, тогда и у вас все получится. Надо взять квадратный лоскуток, в его центр положить вату лоскутом и обвязать тесьмой. Это будет голова. Эти уголки обвязать тесьмой, это ручки, а на голову повяжем косынку. Кукла- оберег готова. Я её оставлю в группе, чтобы она оберегала нас. А теперь вы приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Вот какие замечательные куколки-обереги получились у вас! Возьмите их домой, найдите укромный уголок, и пусть они берегут вас от всех бед и болезней! Возьмите свои обереги и присядьте на свои места. Дети, как бы не оберегали своё жилище наши прадеды, но доброму гостю в избе всегда были рады, его сажали в красный угол на почетное место, угощали всем, что было на столе. Вспомните, пожалуйста, поговорки о русском гостеприимстве.
Ответы детей: Не красна изба углами, а красна пирогами. Что есть в печи- всё на стол мечи.
Воспитатель: Замечательно то, что в наше время не забывают мастерство своих предков, украшают свои дома разными узорами. Полюбуйтесь искусством современных умельцев (видеоролик) (2 мин. 30 сек.)