Приложение МААМ

Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба»

Марина Прохоренко
Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе „Русская изба“» размещена в разделах

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

6. Закреплять знания о способах и приемах лепки (раскатывание, скатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, защипывание).

Методы и приё мы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихотворений, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «У Маланьи, у старушки»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта: печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д. ; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение, соленое тесто, мука, сито, яйца, доски для лепки, скалки, стеки.

Ход занятия.

Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на лавки.

Хозяйка в избе, под русскую народную музыку приветствует гостей.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.

Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

2. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

3. Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар).

5. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра (коромысло).

6. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка)

7. Ходит каток,

По паре порток. (утюг).

8. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Хозяйка: Комнату в избе называют «горницей». Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребенок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь)Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова) Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь еще и сушит. Пока вещи сушатся, мы с вами поиграем в игру.

Проводится игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и т. д.) Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так….

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.

Ребё нок: Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Ребенок: Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ребенок: В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь испечем. Многие мамы дома пекут пирожки, булочки, хлеб. Из чего они пекут? (Тесто, мука) Мы тоже приготовим пышное тесто. Муку просеем ситом, добавим яйцо, соль и сахар по вкусу. Пока наше тесто подходит, мы возьмем уже готовое соленое тесто. Как вы думаете почему оно желтого цвета? (Добавили желтую краску). А тесто, которое мы только замесили, почему желтого цвета? (Цвет дало яйцо)

Из соленого теста мы можем приготовить, слепить хлеб, булочки, пирожки, баранки.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный, бублики и баранки. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Озорные листочки» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчества» Задачи: 1) Закрепление основных признаков деревьев.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Зимнее путешествие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Задачи: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба»
Опубликовано: 22 мая 2015 в 20:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Прохоренко (УИ 343215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД