Валентина Росликова
Конспект НОД «Русская изба» — создание образа оберега для своего дома
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям. Создание образа оберега для своего дома.
Задачи: продолжить знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, коромысло, ухват, чугун). Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства - оберегом. Вызвать желание создать оберег своими руками.
Публикация «Конспект НОД „Русская изба“ — создание образа оберега для своего дома» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением старинных предметов быта; разучивание пословиц и поговорок. Экскурсия в школьный музей, посещение музея в детском саду: «Русская изба»
Ход деятельности.
Воспитатель (в русском народном костюме)
Здравствуйте ребята. Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Горница у меня большая
Да красивая какая!
На убранство посмотрите
Да про все мне расскажите!
Ребята, как вы думаете. Для чего человеку нужен дом.
Ответы детей.
Воспитатель. Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»
Воспитатель. А как вы думаете, что в избе было самым главным?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь отгадайте загадку.
Стоит избушка из кирпича,
То холодна, то горяча.
Ответы детей.
Воспитатель. Печь это сердце дома. Она кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики. Слушайте следующую загадку.
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах давно повисло
Держат ведро …
Ответы детей.
Воспитатель. Кто из вас хочет попробовать принести воды на коромысле.
Следующая загадка.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
Ответы детей.
Воспитатель. Он незаменимым был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида метала, который мог выдержать любой огонь. А как вы думаете, могу я достать из печи горячий чугун?
Ответы детей.
Воспитатель. Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватил - отдаёт
А сам в угол идет.
Ответы детей.
Воспитатель. Кто из вас хочет попробовать достать чугун из печи?
Эту обувь не забыли
Хоть давним - давно носили
Влезут дети на полати
У печи оставят …
Кто желает попробовать помереть их?
Ребята вы заметили, что раньше не было ни телевизоров, ни холодильников, ни электричества. И сейчас мы поиграем с вами в игру «Что было – что стало?» Я говорю что было, а вы – что есть
Наши с вами предки считали, что свои дома надо защищать от злых духов и защищать их может оберег. Их изготавливают из разных предметов в разных формах и видах: куклы, веники, подковы, ключи, венки. Сделаны они из разных ниток, соломы, солёного теста; украшены разными крупами, семечками, сушёными цветами, листьями. Сейчас мы я вам на компьютере покажу, какие бывают обереги.
Ну а сейчас нам пора приступать к работе. Вы у меня настоящие мастера и я, думаю, что у вас всё получится.
Ну, ребята, вы просто молодцы у вас получились красивые обереги, вы их можете подарить своим родителям. Если вам понравилась, мы можем еще с вами приходить сюда и заниматься художественным трудом.
Самоанализ проведения Н О Д с детьми старшей группы
Воспитатель Росликова Валентина Григорьевна
Тема: «Русская изба. Создание образа – оберега для своего дома
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям.
Были поставлены задачи по образовательным областям.
Познавательное развитие:
• Обогащать знание детей об избе на Руси; о предметах быта.
• Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
Социально – коммуникативное развитие:
• Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре;
• Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми при создании оберега.
Речевое развитие:
• Обогащение активного словаря: печь, коромысло, ухват, лапти, прялка.
Художественно – эстетическое развитие:
• Вызвать эмоциональный интерес к работе.
• Приобщать детей к истокам русской культуры.
• Развивать желание создать оберег своими руками.
Н О Д состояла из следующих частей:
• Организационный момент.
• Познавательная деятельность.
• Творческая практическая деятельность.
• Рефлексия.
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. Для привлечения внимания были использованы разнообразные приёмы с детьми : это образ хозяйки (воспитатель в русском костюме); возможность подействовать с предметами русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач. Дети активно отвечали на вопросы.
Рассказ воспитателя слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями.
Интерес детей вызвал при загадывании загадок и нахождении отгадок в избе. А также попробовать выполнять действия с предметами русского быта.
Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. По факту проведения Н О Д можно сказать, что поставленные задачи выполнены. Достигнутый результат соответствует цели.