Елена Лоскутникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему : "Русская изба"
Составила и провела воспитатель второй младшей группы Лоскутникова Е. С.
Цель:
Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Русская изба“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно- бытовой культуре русского народа (изба : её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) ;
2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, сруб, чугунок, прялка, самовар.
3. Развитие любознательности, наблюдательности;
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование:
прялка, самовар, ухват, чугунок, русская печь, блины, сушки.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди на Руси. Нас в гости пригласила к себе бабушка Варвара. Посмотрите, какое у нее жилище, в старину дом называли избой.
Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами, потому что их рубили топорами.
Народные умельцы рубили избы из сосновых или дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, при этом не использовали ни гвозди, ни пилы, только с помощью топора. А для того чтобы было тепло обивали мхом.
Бабушка Варвара выходит из избы, здоровается с детьми и приглашает детей зайти к ней в гости. Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно.
- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.
- И что же мы видим? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку)
Дети:
-Печь.
Воспитатель:
- Правильно, печь!
Стоит девица в избе,
Коса на дворе – это печь.
- А зачем нужна была печь в доме? (ответы детей)
Воспитатель:
• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;
• В ней пекли пироги, готовили еду, грели воду; на ней спали старики и дети;
• Печь объединяла всю семью; долгими зимними вечерами возле неё собиралась вся семья, кто-то рассказывал сказки или истории; пели протяжные крестьянские песни. Женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; дети играли. Печь нужна была в любом возрасте.
- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!», а сейчас Ваня расскажет нам стишок про печь:
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель:
- Бабушка, а в какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)
-А какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)
- Ребята давайте поиграем в игру «Кашка-малашка»
Кашку - малашу, в чугунке мы варили (одна рука согнута в локте имитируя чугунок, другой рукой помешиваем)
В кашку- малашу молоко мы вливали (имитируем как добавляем молоко)
Кашей – малашей, мы папу кормили (дающее движение рукой)
Кашку - малашу, в чугунке мы варили (одна рука согнута в локте имитируя чугунок, другой рукой помешиваем)
Кашей – малашей, мы маму кормили (дающее движение рукой)
Всех накормили и сами поели, ручки встряхнули и на стульчики сели!
Воспитатель:
Молодцы ребята!
- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Он горячий, для этого использовали ухват!
- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”
Ухват- это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставили в печь и доставали из неё горшки, чугунки. Ухват похож вила.
Бабушка подходит к детям показывает ухват, дает каждому потрогать.
- А сейчас я вам хочу рассказать ещё об одном важном предмете в доме, который называется прялка.
- Как вы думаете, для чего она нужна?
(ответы детей)
Воспитатель:
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Вот эта прялочка досталась мне от моей бабушки. Давайте рассмотрим ее поближе, потрогаем. (дети рассматривают и трогают прялку).
Дети садятся на стульчики.
Бабушка: А еще ребятишки я очень люблю принимать гостей и угощать их чаем.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь.
- А сейчас Лера расскажет нам стихотворение про самовар:
Для ложек и чашек - такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар.
Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с бабушкой Варварой и пригласим теперь к нам в гости. Бабушка угощает детей сушками, блинами.
Прощаемся с бабушкой.