РИММА ХАЕРТДИНОВА
Конспект занятия «Рождественские сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА : "РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СКАЗКИ ".
работу подготовила
воспитатель старшей
группы Хаертдинова
Римма Забихуловна
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о событиях Рождества Христова.
Публикация «Конспект занятия „Рождественские сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
2. Знакомить детей с традицией празднования Рождества - главного праздника года.
3. воспитывать любовь к народной православной культуре,милосердие,сострадание к ближнему.
Материалы :
картина В. Никифорова - Волгина " Серебрянная метель ", В. Лукьянова "Рождество "; Рождественская песенка Е. Зарицкой; Стих И. Рутенина " Рождество " ; Сказка М. Толмачёвой " Мишина Ёлка "; Брелочки с изображением машин,разных животных,игрушек.
Ход занятия :
1. Организационная часть.
Чтение и анализ стихотворения И. Рутенина " Рождество ".
Праздник. Мама ёлку украшает
Зреют в печке пироги.
Скоро свечи зажигают
Под звездою из фольги.
Снег пушинками кружиться
У окошка моего!
Будем вместе веселиться
Ёлка! Праздник! Рождество!
- О каком празднике говорит автор?
У каждого человека бывает день рождения. Когда он родился. И в этот день его все поздравляют,Желают ему всего самого хорошего и конечно же дарят ему подарки.
Рождество - это рождение кого-то очень важного, кого почитает весь мир.
Рождество Христово - это явления людям Божьей милости : Всевышний Бог любит нас и поэтому послал нам своего сына.
Рождество - это праздник подарков,самым главным из которых является Божий дар людям - Спаситель Иисус.
2. Часть занятия.
Рассказ воспитателя об истории праздника.
1) В далёком Вифлееме по случаю переписи народа,собрались люди со всей страны. Пришёл туда Иосиф с Марией. Не нашлось свободных мест в гостинице,тогда они недалеко от города нашли пещеру, в которую пастухи загоняли животных. В этой пещере родился младенец Христос. Мария запеленала его и положила в ясли (в кормушку для животных).Первыми о рождение Христа узнали пастухи. Ангел в ярком сияние явился им и сказал : " Встаньте и пойдите в город Вифлием,
Души усладите и скажите всем :
Спас явился к народу, Спас явился в мир!
Слава в вышних! Богу!
И на земле мир". (Е. Ганская).
В это время мудрецы восточные в небе увидели новую звезду. И они из древних книг знали,что она особенная. Пошли они в путь за звездой. неся дары младенцу. Эту звезду теперь называют - Вифлиемской, она является одним из главных символов Рождества.
2) Рассказ про ёлочку.
В Новый Год и Рождество мы ставим и украшаем у себя дома ёлочку. А послушайте ребята, сказку о ёлочке.
Иисус Христос создал много деревьев и начал украшать их. Яблоню он украсил наливными яблоками,сливу - синими сливками, рябину - наливными красными ягодками. Деревья по очереди подходили к Иисусу Христу,и оних украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус заметил это деревце,подошёл сам к нему и сказал,что за её скромность два раза в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками,блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно по этому два раза в год на Новый Год и Рождество ёлочка становится самым красивым деревом в мире. (Рассмотреть с детьми наряженную ёлочку).
Физминутка " На дворе у нас мороз. "
Чтобы носик не замерз, (дети хлопают себя ладонями по плечам и)
Надо ножками потопать (топают ногам)
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой и делают)
Как на сказочной картинке. (хватательные движения, словно ловят снежинки)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (дети садятся на свои места)
3 часть занятия. Рождественские колядки.
С наступлением Нового Года и Рождества многие люди становятся добрее. Кто - то верит в Снегурочку и Деда Мороза,кто - то загадывает желания,а кто - то мечтает начать с Нового Года новую интересную жизнь.
По церковному календарю начало и конец этого периода посвещены к рождению Христа и его крещению.
Двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением называются Святками. По традиции,в начале Святок принято было дарить подарки и ходить в гости к друзьям и близким. Так же в эти дни вспоминали о больных людях, посещали их и делали всем подарки.
По вечерам по домам ходили ряженые, которые клоядовали или славили. Дети ходили по дворам, исполняли песнопения, песни - колядки,посвящённые Рождеству.
Хозяева коледующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали. Считалось,что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения колядующих.
Дети рассказывали короткие колядки.
1. Маленький мальчик сел на стаканчик,стаканчик хрупь,давай рупь.
2. Будем мы колядовать, и Христа вам прославлять.
Открывайте сундучки,доставайте пятачки.
3. Весёлые игры на Рождество для детей :
С неба ангел к нам спустился,
И сказал : " Христос родился "!
Мы пришли Христа прославить,
С праздником вас всех поздравить!
4. Сеем, сеем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
5. Ангелы поют и нам радость принесут,
А мы радость принимаем,
Да и вас всех поздравляем.
6. Коляда, коляда, отваряйте ворота,
Весёлые игры на Рождество для детей
Доставайте сундучки, да дарите пятачки.
7. Мы маленькие детки, сломили по ветке,
В ограде стояли, Христа прославляли,
Рай отварился,Христос народился.
- А ещё на Святки любили все играть в весёлые игры.
Сейчас, мы с вами тоже поиграем.
Игровая деятельность.
игра " Примёрзни ".
Правило игры : на маленьких листочках нарисовать части тела - лоб, нос, ухо, рука,нога. Все листочки складываются в мешочек. Дети по очереди достают листочки и " примерзают " друг к другу указанными на листочке частями тела,получается очень весёлая цепочка.
игра " Меткий метатель "
правило игры :дети делятся на две команды. На определённое расстояние ставят вёдра,надо кинуть снежок (сделанный из ваты) в ведёрко,побеждает та команда,участники которой окажутся самыми меткими.
Музыкальная палитра. Прослушивание рождественской песни.
4 часть занятия.
Чтение рождественской сказки : " Мишина ёлка".
– Мама, дай мне тряпочек, мне надо Мишке новую рубашку сшить! – говорила Тася, подходя к маме, которая усердно шила что-то на машинке.
– На тебе! – ответила мама, на минуту останавливая свою работу и придвигая к Тасе несколько лоскутков.
Тася недовольно повертела их в руках.
– Мамочка, они некрасивые: серые! Нет ли у тебя других?
Но мамина машинка уже поспешно отбивала свое "тук-тук-тук!", и мама только отрицательно головой помотала. Но от Таси не так-то просто было отделаться.
Она подумала минутку и опять спросила:
– А если я сама найду, тогда можно? Хорошо, мамочка?
Неизвестно, расслышала ли хорошенько мама Тасин вопрос, но только она торопливо ответила:
– Хорошо! хорошо! Не мешай, пожалуйста!
Тася медленно вернулась в детскую, обдумывая, с чего начать поиски. Заглянула в комнату сестры, под папин письменный стол, в мамин рабочий ящик нигде ничего не было. Няня сидела штопала чулки, и у нее тоже ничего не было.
Девочка совсем уж теряла надежду, как вдруг ей бросился в глаза пестрый ситцевый фартучек, который она сняла перед завтраком, потому что разорвала его нечаянно, зацепившись за нянин сундук.
– Ведь хорошо бы из него сделать рубашечку? – промелькнуло у нее в голове.
Тася нерешительно взяла и стала рассматривать фартучек.
Вон какая дыра и прямо спереди! Ну, как его теперь носить? А рубашка бы вышла очень хорошая и нарядная! Как раз к елке! Ведь мама же позволила взять, если я сама найду что-нибудь!
Хоть Тася и не совсем была уверена в своей правоте, но, чтоб не раздумывать дольше, быстро распластала фартучек на полу, взяла ножницы и принялась за дело.
Кроить эти рубашки ее выучила мама. Это было очень просто: сложить материю пополам, вырезать с боков по куску и готово.
Как жила Тася
Скроив, Тася достала нитку с иголкой и солидно уселась шить в уголке. Шила, а сама обдумывала, кого позвать и как устроить елку для Мишек и кукол.
Каждый год после большой елки бывала и крошечная – для игрушек. Тася ее сама украшала, сама созывала гостей и угощала их. Куклы, наряженные в лучшие платья, сидели тут же.
– Не буду звать мальчиков! – соображала Тася.
В прошлом году были Володя и Петя, все время шумели и толкались, Мишку как мячик кидали, все конфеты съели, мне даже ни одной шоколадинки с картинкой не досталось! Нет, позову лучше одну Сонечку. Пусть возьмет свою обезьянку Томку, и мы будем играть!
– Ты что же это, матушка моя, наделала? А? – вдруг прервал ее мечты нянин голос над самой головой. – Хороший передничек изрезала! Вот я сейчас пойду мамаше пожалуюсь!
Мама вошла в комнату и ахнула.
– Тася, как же это ты смела сделать не спросясь?
Тася вспыхнула.
– Ты же мне сама позволила, мамочка, взять, если я найду что-нибудь! – невинным голоском ответила она.
– Когда же это я позволила?
– А ты шила тогда…
Тася подняла осторожно глаза на мамино лицо и увидала, что ее губы дрожат, сдерживая улыбку. Она радостно запрыгала.
– А! Ты не сердишься, не сердишься!
Мамино лицо вдруг стало серьезным.
– Нет, сержусь! На то, что ты хитришь: терпеть этого не могу! Скажи по правде: разве ты не знала, что нельзя резать фартучек? Почему ты меня не спросила?
Тася потупилась.
– Потому что ты бы не позволила! – едва слышно ответила она.
– Ага! Вот видишь! Значит, ты отлично знала, что нельзя!
Тасе стало очень неловко. Она заморгала глазами и низко опустила голову.
– Ну, будет! – услышала она мамин голос. – Вперед так не делай! Иди всегда прямым путем! Ну, покажи, что у тебя тут выходит. Молодец, скроила-то ты совсем верно. Ну, пойдем уж, я тебе дам золотые пуговки для застежки!
Тася улыбнулась, провела кулаком по затуманившимся глазам и вприпрыжку побежала за мамой. На душе у нее стало легко и свободно.
Когда подошло Рождество, и то папа, то мама стали приносить заманчивые пакеты, и дети с живейшим любопытством кидались развертывать их. Тася, словно маленький мышонок, зорко присматривалась и ловила удобную минуту.
– Папочка, можно мне эти шоколадные лепешечки для моей собственной елки взять? – умоляюще заглядывала она отцу в глаза. И вот этих пряничков тоже, хоть немножко!
И, получив разрешение, стремглав убегала в детскую и прятала добытые сокровища в потайное местечко.
– Таська всю елку перетаскает, право! Вот жадная-то! – ворчал брат Коля.
– Не беспокойся, я и тебя приглашу! – утешала его девочка.
– Ну, еще бы!
Но вот и Рождество пришло. Празднично запахло хвоей в комнатах. Тася в новом платьице тихонько прохаживалась по гостиной и сияющими глазами посматривала на темную, пушистую елку, которую должны были зажечь вечером, всю разубранную, красовавшуюся посреди комнаты.
– На елочке – иголочки: боюсь – уколюсь! – напевала она тоненьким голоском, и так у нее было хорошо на сердце, что ко всем хотелось приласкаться и сделать что-нибудь приятное.
Вечером собрались гости, зажгли елку, все веселились, играли и танцевали. Улучив минутку, вбежала Тася в детскую и положила перед Мишкой, что смирно сидел в своем уголке, большой медовый пряник.
– Подожди, Миша, завтра и у тебя елка будет!
И в самом деле, на другой день с утра взялась Тася устраивать праздник для кукол и зверей.
Маленькая елочка, чуть повыше самой Таси, была уже заранее припасена, и цепи наклеены из золотой бумаги, и орехи золоченые, и всякие конфеты, что удалось припрятать понемножку.
После завтрака пришла подруга Сонечка и принесла с собой обезьянку Томку, почти такую же старую, как Миша, и тоже с протертыми лапками, в зеленой кофте и красной шапочке.
Девочки сразу взялись за дело и первым делом накрепко заперли двери детской. Коля сейчас же начал стучаться и кричать, что ему очень нужно войти. Но Сонечка была непреклонна
– Мальчики всегда мешают, уж я знаю! – твердила она.
Так Коля и ушел ни с чем.
А девочки начали украшать елку, то и дело отбегая в сторону, чтоб полюбоваться на эффект издали. Все было очень хорошо, и когда время подошло к обеду, осталось только нарядить кукол.
Тут не обошлось дело без некоторых затруднений.
У главной куклы, Нины, пропала куда-то туфля и, как ни искали ее, так туфля и не нашлась, а так как босой на елку идти неприлично, то пришлось ногу завязать тряпочкой, будто болит.
У другой куклы, Верочки, не было рубашки, но это оказалось кстати, потому что платье было такое узкое, что не наделось бы, пожалуй, иначе.
Для бедного белого Миши не нашлось чистой рубашки: совсем забыла о нем нерадивая мамаша.
В конце концов, все все-таки были одеты, причесаны и рассажены по стульям вокруг елки.
Решено было зажечь елку сразу после обеда, но тут оказалось, что гости не все в сборе. Коля-то давно ждал приглашенья, но не пришел Степа, нянин племянник.
Тася очень его любила; это был бледный худенький мальчик на целый год старше ее, а ростом как раз такой же. Когда он изредка приходил к няне в гости, Тася всегда уводила его к себе в детскую. Он прекрасно умел изображать лошадку и никогда не спорил. Еще давно, с месяц тому назад, Тася приглашала его, а он вот и не пришел.
– Захворал Степа-то наш! – сказала няня. – Давеча кума заходила, говорит, кашель замучил, вторую неделю в постели лежит мальчишка!
Бедный Степа! У всех елка, а он лежит. Ну, делать нечего, придется без него зажигать, а то Коля уж очень близко к деревцу подобрался и что-то там высматривает.
Вышла елочка на славу. Полюбовавшись, срезали девочки на подносик разных сластей, угостили Колю, оделили кукол и зверей и уселись сами на диванчик отдохнуть и полакомиться.
– Мишка еще шоколаду просит! – вдруг закричал Коля.
– Я же ему дала!
Вскочила Тася, посмотрела: что за чудо! ни у кукол, ни у зверей ни кусочка ничего не осталось! А Коля стоит в сторонке и смеется.
– Это ты! Ты все съел! – сердито закричала Тася. – Больше я тебе не дам!
– Я и сам возьму! – спокойно ответил мальчик, направляясь к деревцу.
Пожалуй, вышла бы здесь пренеприятная история, если бы, очень кстати, не вошла горничная и не сказала бы, что пришел его друг, Петя Прохоров.
Коля стремглав убежал, чтоб не застали его в детской: все-таки гимназист 2-го класса и вдруг с маленькими девочками.
Тогда, на свободе, Тася с Сонечкой стали кукол вокруг елки водить, песенки петь и между собой разговаривать.
Тем временем свечечки стали догорать, пора было их тушить, скоро и за Сонечкой должны прийти.
– Ну, что же ты хочешь себе взять? – спрашивала Тася подругу. – Все что хочешь бери, только вот этого воскового ангелочка оставь: я его очень люблю!
Сонечка покосилась на ангелочка: он и ей нравился. Но, взвесив в уме, она решила, что из-за него все-таки ссориться, пожалуй, не стоит.
– Ну, хорошо! А ты мне дашь этого слоника? И серебряную птичку тоже дашь? – испытующе поглядела она на Тасю.
– Да, да! Бери, что хочешь!
Проводив Сонечку, Тася тихонько вернулась в потемневшую детскую. Сейчас принесет няня молочка, а потом и спать: устала она, по правде сказать…
И вдруг новая мысль мелькнула у нее в голове, сонные глазки оживились.
"Скорее, скорее! пока не пришла няня… Степа, бедный, ведь он больной, надо ему послать чего-нибудь!".
Сюрпризный момент.
На Рождество всем дарят подарки и я хочу вам подарить подарочки. И сейчас мы с вами поиграем в игру " Брелочки - гадалочки ".
Правило игры : для данной игры необходимо закупить разнообразные брелочки - изображением машинок,разных животных. Брелочки складываются в чудесный мешочек,каждый из детей по очереди достают один из сувениров.
С праздником Вас всех!
работу подготовила воспитатель детского сада " Дубравушка " Хаертдинова Римма Забихуловна.