Аида Никульникова
Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия «Традиционные рождественские блюда» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с праздником Рождество и рождественскими традициями
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с историей празднования Рождества на Руси, формировать знания о традициях и обычаях русского народа, приобщить к устному народному творчеству.
Публикация «Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия „Традиционные рождественские блюда“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать, зрительное внимание, восприятие, речевой слух.
Коррекционно-воспитательные : приобщать детей к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным народным творчеством.
Словарная работа: Рождество, Сочельник, ватрушка, шаньги, сочиво, сочни, коляда, козульки, закличка.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приё мы: объяснение и рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, вопросы-ответы, воображаемая ситуация, художественное слово, отгадывание загадок, игра, физминутка.
Предварительная работа: с родителями – подготовка атрибутов для оформления группы в русском народном стиле, приготовление традиционных блюд; с детьми – заучивание закличек и текста стихотворения для физминутки.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.
Материалы и оборудование: костюм для воспитателя, для детей и родителей косынки и пояса, картинки с традиционными обрядовыми блюдами, нарядная скатерть, деревянная и глиняная посуда (тарелки и ложки,массажный мячик, блюдо с кутьей, пирог, козули (печенье в виде домашних животных, ватрушки, булки.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Занятие проходит в групповом помещении, заранее оформленном в русском народном стиле: на столе постелена скатерть, расставлена деревянная и глиняная посуда. Воспитатель в нарядном платке и переднике.
Воспитатель : Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час-
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушием
Знаменит родной наш край:
Здесь для вас и песни русские
И медовый каравай.
Воспитатель : Ребята и родители, приглашаю вас на рождественские посиделки.
2. Основная часть
Воспитатель : Сотни лет назад на Руси было принято крещение и одним из самых любимых праздников стало Рождество. Люди заранее готовились к этому празднику: тщательно прибирали и мыли всё в доме, украшали красный угол, одевали новую одежду (родители и дети одевают атрибуты русского народного костюма: девочки и мамы – косынки, мальчики и папы – цветные пояса). На светлой рубахе хоть плохонька, да белё хонька: к Рождеству хоть сурова да нова (воспитатель показывает картинки с изображением быта и одежды людей на Руси). Как вы думаете, что означает эта поговорка?
Дети: Люди старались красиво одеться к празднику, шили новую одежду, иногда она была не очень нарядная, но новая.
Воспитатель : Также готовили традиционные блюда. Кто знает, какие блюда готовят на Рождество?
Дети: Сладости, конфеты, выпечку и так далее.
Воспитатель : Рождество было принято отмечать дома: «В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать». Что могла означать эта примета?
Дети: Если провести праздник вне дома, то и домашние животные будут уходить со двора.
Воспитатель : Правильно! Народное название кануна Рождества – Сочельник. Название произошло от слова «сочиво», «сок». Какое блюдо называли сочиво?
Дети: Это что-то сочное, вкусное, сытное, из фруктов, потому что «сок».
Воспитатель : А чтобы узнать ответ, отгадайте мою загадку:
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша!
Так вкусна на завтрак.
Дети: Каша.
Воспитатель : На Руси так называли кушанье из зёрен, значит, кашу (выставляет на доску картинку с изображением каши в горшочке или тарелке). Так как перед Рождеством соблюдался пост, то каша была постная. Как вы думаете, из чего готовили такую кашу?
Дети: Крупа, рис, гречка, пшено, не добавляли масла и сахара.
Воспитатель : Правильно! Постная каша готовилась из круп без масла.
Игра «Сварим кашу»
Воспитатель бросает детям массажный мячик и называет ингредиенты для приготовления каши. Дети должны ответить, какая каша получится:
Гречка – гречневая
Рис- рисовая
Пшено- пшённая
Молоко – молочная
Малина –малиновая
Клубника- клубничная
Овёс- овсяная
Горох- гороховая
Кукуруза- кукурузная
Перловка - перловая
Воспитатель : Также сочнями называли сдобную выпечку – ватрушки с творогом, шаньги, пряники (выставляет на доску картинки по теме). Обязательным блюдом в рождественский сочельник являлась кутья. Кто знает, что это?
Дети: Это каша.
Воспитатель : Это обязательное блюдо в канун православных праздников. Это особая каша из зёрен, в которую добавляли мёд, орехи, ягоды. Посмотрите, какую кутью приготовила я (воспитатель ставит на стол большое блюдо с заранее приготовленной кутьёй, красиво оформленной ягодами). Это каша из риса, сверху я положила ложечку мёда и ягоды малины и смородины. А сейчас немного разомнёмся!
Физминутка «Каша - малаша» :
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак,
выполнять перед собой небольшие
помешивающие движения (как будто
мешаем кашу в кастрюльке ложкой)
Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей
стакан молока, «вылить» его в
воображаемую кастрюльку)
Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюльку
«масло», затем левой рукой - «сахар»)
И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту)
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять
перед собой размашистые движения,
помешивая «кашу»)
Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими
кувшин молока, «вылить» его в
воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем. (Правой рукой положить в кастрюлю
«масло», затем левой рукой - «сахар»)
И эту кашу взрослым даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам
взрослых, участвующих в игре)
Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять
перед собой широкие размашистые
движения, помешивая «кашу»)
Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими
ведро молока, «вылить» его в
воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю
«масло», затем левой рукой - «сахар»)
И эту кашу великанам даем. (Поднять обе руки вверх и показать «великана»)
Повторить упражнение левой рукой.
Воспитатель : Особой традицией, присущей только рождественским праздникам, является колядование. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляя хозяев с Рождеством, желая им здоровья, благополучия и достатка. Послушайте наши заклички:
1 ребё нок: Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
2 ребё нок: А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
3 ребё нок: Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
4 ребё нок: И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
Воспитатель : Ребята, а как же поблагодарить колядовщиков за такие чудесные пожелания?
Дети: Сказать «спасибо», тоже пожелать им всего хорошего, подарить подарки, заплатить, угостить.
Воспитатель : К приходу колядовщиков относились очень серьёзно, взамен поздравлений одаривали их подарками: пирогами, козульками, мукой и мелкими монетами.
Родители ставят на стол тарелки с угощением и монетами.
5 ребё нок: Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков.
Воспитатель : На Рождество выпекались козульки - печенья в виде фигурок животных, для раздачи колядующим. Подумайте, откуда произошло такое название?
Дети: От слова «коза».
Воспитатель : В народе считали, что раздача козулек обеспечивает благополучие и достаток в хозяйстве. Также козульки скармливали домашним животным, чтобы они не болели, хорошо плодились и не сбегали: фигурки лошадей – коням, фигурки коров – коровам, «катушки» - овцам и т. д. Процесс изготовления козуль представлял из себя целый отдельный обряд. Тесто вымешивали мужчины, а дети занимались украшением. Фигурки лепили как плоские, так и объёмные. Эти традиции сохраняются и по сей день. Недаром говорят, что козуля в подарок – на удачу. А сейчас я поздравляю всех с Новым годом и Рождеством! Желаю вашим семьям счастья, благополучия, здоровья и достатка! А сейчас приглашаю всех к столу!