Людмила Мартынова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Река Упа» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
по экологическому воспитанию для детей старшей группы
на тему «Путешествие по реке Упа».
Провела: воспитатель Мартынова Л. В.
Дата:
V. Организация детей, ход занятия.
Ребята отгадайте загадку:
«Не конь, а бежит,
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Река Упа“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
не лес, а шумит?» (Река).
Ребята, кто из вас летом купался в реке? А какие реки вы знаете в нашем Тульском крае? (Ответы детей).
(Воспитатель предлагает детям посмотреть карту Тульской области)
Дети, посмотрите, это карта. На ней зеленым цветом обозначены леса, коричневым – суша, а голубые ручейки – это реки. (Детям выставляется макет реки, плавающими в ней рыбами, раком, лягушкой, кувшинкой и рогозом на берегу).
Ребята, мы попали в речное царство. Посмотрите, как здесь красиво! Интересно познакомится со всеми жителями этого таинственного царства.
А отгадайте загадку:
«Есть на речке островок,
А на нем растет цветок» (Кувшинка)
Правильно, кувшинка. А как вы догадались? (Ответы детей). Листья кувшинки лежат сверху воды, а их корни крепко держатся за илистое дно. Листья кувшинок похожи на плавающий островок, а сама лилия белого цвета с желтой серединкой.
Посмотрите на это растение (воспитатель показывает рогоз, как оно называется? Это растение называется рогоз (индивидуальные ответы детей). У него длинные узкие листья, а вверху, будто бархатный початок. Потрогайте руками. Какой початок? (Ответы детей). Ворсистый, бархатистый, приятный на ощупь, коричневый.
Дети, посмотрите кто это? (Воспитатель показывает картинку клопа – водомерки).
Это клоп – водомерка. (Индивидуальные ответы детей 3-4 чел.) Как вы думаете, почему его так назвали? (Меряет шагами воду)
По воде он бегает очень быстро и не тонет, так как он очень маленький и легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, он как будто скользит на лыжах по воде.
Дети, а это кто? (Воспитатель показывает лягушку) Где живут лягушки? Какую пользу они приносят? Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом речных птиц, а еще лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.
Отгадайте загадку:
На дне лежит среди камней,
Но трогать ты его не смей!
Лишь только издали взгляни
На две огромные клешни. (Рак)
(Воспитатель показывает рака). Своими клешнями рак защищает и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Если люди будут беречь водоемы от загрязнений, в них будут обитать раки.
А вот и рыбье царство гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы было в реке много рыбы, надо реку охранять. Посмотрите и назовите рыб, которых вы знаете (щука, сом, карась, ёрш).
Щука – опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам.
Ребята, а эти рыбы вам незнакомы. Это плотва. (Индивидуальные ответы 3-4 детей). Это плотва – мелкая, не приметная рыбешка серебристого цвета. Спинка окуня в полосочку, недаром его называют полосатый окунёк, а верхний плавничок похож на гребешок.
А теперь давайте немного отдохнем. (Проводится физкультминутка).
Рыбки плавали, плескались
В теплой чистенькой воде
(дети изображают плавающих рыбок)
ТО сожмутся, разожмутся,
(дети обхватывают себя руками – сжимаются, разжимаются)
ТО зароются в песке.
(дети садятся на корточки и имитируют закапывания)
Рыбка к сестрам подплывает
(дети поворачиваются лицом друг к другу)
Что-то ловит ротиком
Будто крылышком взмахнет
Плавником коротеньким.
(дети разводят в стороны локти)
А теперь давайте поиграем. Проводится игра «Что лишнее?» (На фланелеграфе представлены – первый ряд: рак, лягушка, водомерка, медуза; второй ряд: рогоз, кувшинка, фикус, третий ряд: карась, ёрш, щука, гуппи) Детям предлагается найти лишний объект и дать объяснения.
А теперь посмотрите на карточки. Следующая игра называется «Угадай по описанию». Я буду описывать обитателей водоемов, а вы поднимайте карточки с правильными ответами.
1) Сом – это крупная рыба, обитающая на дне водоемов. Она очищает водоемы от загрязнений, имеет длинные усы.
2) Это рыба хищник с острыми как пила зубами. Нападает на добычу из-за укрытий (подводные коряги, кусты). (Щука)
3) Этот обитатель рек живет только в чистой воде. У него длинные усы и он пятится назад с помощью хвоста. (Рак)
4) Это земноводное рождается всегда в воде, но может жить и на суше. Оно поедает комаров, является кормом для речных птиц. (Лягушка)
5) Это речная рыба имеет полосатую спинку. Кормом для нее служат мелкие рыбешки. (Окунь)
Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и обитателей рек? Не засорять реки, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек; если увидим живую рыбку на берегу, поможем добраться ей до воды.
Воспитатель показывает запрещающие знаки.
Посмотрите на этот знак, что он обозначает? (Ответы детей)
Что нового вы узнали на нашем занятии? (Ответы детей). Мы познакомились с картой лесов и рек Тульской области, узнали новых рыб – окунь, плотва, получили знания о растении рогоз, насекомом клопе – водомерке.
Молодцы, на этом наше занятие окончено.